Становление науки классического типа.6) Основные характеристики и научно-исследовательские программы классической науки.
Классическая наука определяется совокупностью конкретных критериев:
· Научность признана объективной, т.е. нацеленной на конкретный объект, постигаемый через опыт;
· Наука носит опытный характер знаний. Основными методами для получения и подтверждения полученных знаний применяются наблюдение, измерение, эксперимент. Поэтому к научному эксперименту всегда предъявляются высокие требования повторяемости и воспроизводимости в любом месте в любое время без малейших изменений;
· Классическая наука должна быть достоверной и иметь общую значимость и универсальность научного познания, т.е. быть интерсубъективной. Соответственно, чем достовернее научное высказывание, тем меньшее количество субъективных привнесений содержится в ней.
Становление классической науки началось со стремления элиминировать (т.е. исключить) из контекста внутренних научных построений субъекта, поскольку наука должна предоставлять только реальные и обоснованные знания. Таким образом, идеальная модель классической науки характеризуется следующими критериями научности: истинность, объективность, универсализм, интерсубъективность, воспроизводимость, опытность знания и достоверность.
Зачастую на практике критерии научности встречаются не всегда и имеют следующие характерные особенности. К ним относятся: достоверность научных высказываний, экспериментальный характер; фундаментализм и универсализм. Данные критерии представляют систему ограничений, связанных между собой. Подобная совокупность требований, которые предъявляются к знанию, позволяющему тестировать научные исследования. Она обусловлена социально-культурной ситуацией, в которой собственно и сформировалась классическая наука.
История классической науки. Становление и развитие классической науки началось в период активного становления нововременной науки, когда необходимо было отстоять независимость и самостоятельность формирующегося знания, опирающегося на интеллектуальную интуицию и доверие каждого. Основоположниками новоевропейской науки стали Р. Декарт, И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон. Благодаря им стало активно проявляться становление классической науки, заключающейся в получении новых знаний из опытов и самого познания конкретного субъекта. Декартом было отмечено, что истины движутся в свете, не теряя своей ценности. Впоследствии, Ф. Бекон закрепил подобное объективное представление, указывая на то, что истина достоверна и не определяется характером объекта. Таким образом концепция морализаторства сменилась на истину, борясь со средневековой традицией.
Развитие классической науки в XVII в. Представлено социально значимым явлением, направленным на стабилизацию всего общества. Подобный шаг характеризуется расколом церкви и нуждается в надежной опоре, являясь средством ориентации в мире. Подобную функцию способно выполнить только объективное знание. Прежде всего, классическая наука ориентируется на отражение объекта, получение объективной истины, стремление к освобождению от существующей субъективности. Однако из контекста науки были исключены целевые причины и высшие смыслы. На данном этапе признавались только действенные причины, в результате чего природа казалось простой и лишенной всякого смысла.
Развитие классической науки в XVII в. - конца XVIII в. Предопределило становление классической науки. Были получены следующие результаты:
· Изменилось чувствование бытия;
· Изменилась онтология;
· Завершен процесс разрушения гармоничного космоса античного времени;
· Человек был противопоставлен природе;
· Появились основы зарождения субъектно-объектной гносеологии;
· В контекст науки был внесен принцип дополнительности (его основателем стал Н. Бора). Поэтапное становление классической науки
История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:
· Классический этап – на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, не вынося его за окружение его деятельности;
· Неклассический этап – данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте;
· Постнеклассический этап – на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности.
Из всего вышесказанного видно, что научная рациональность, изменяющаяся с каждым типом (историческим моментом развития классической науки), связана с постепенным ослаблением оказываемого влияния принципом интерсубъективности.
Становление классической науки как универсальной модели научного знания носит название редукционизма, т.е. научной логико-гносеологической проблемы, основателями которой стали: Э. Нагель, К. Поппер, К. Г. Гемпель, П. Оппенгейм, . Э. Нагель и другие. Научный редукционизм стал отличительной чертой всего научного знания, ориентированного на выявление сущности происходящих процессов и отображение действительности. Полученное физическое знание стало эмпирическим материалом для философии при исследовании стандартов научности и структуры самой классической науки. Помимо физического научного типа, выделились:
· Математический тип научности – характеризуется ориентиром на математический стандарт;
· Биологический тип научности – характеризуется эволюционными изменениями;
· Гуманитарный тип научности – появился при реконструкции имеющихся знаний, позволяя мыслить и познавать одновременно.