Техника и ее роль в развитии общества
Данная проблема имеет отношение к такому направлению философских исследований, как философия техники. В рамках этого направления техника и технологии исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом.
Например, методологическое направление исследований техники и технологий акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютерной техники. Это принципиально меняет не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, политические структуры общества, отношения индивида и общества. Аксиологический, культурологический аспекты ориентированы на изучение причин противоречий, возникших в современную технотронную эру, например, глобальные проблемы и пути их разрешения.
Техника (от греч. techne -- искусство, мастерство) -- совокупность средств деятельности, направленных на изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниями человека.
По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.
Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основные позиции по этому вопросу.
1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии. Это понятие означает, что мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Имеется в виду, что техника не является абсолютным благом, она порождает множество побочных негативных эффектов. Например, французский философ Ж. Эллюль и представитель Франкфуртской школы Т. Адорно еще в первой половине XX в. обращали внимание на то, что машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.
Возрастающий страх перед войной и возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что техника часто рассматривается как враждебная человеку сила. Она все более выходит из-под контроля человека. Более того, она начинает угрожать существованию всего человечества (например, возникновение глобальных проблем современности). Представители такой точки зрения называют технику "демонической" или "апокалипсической" силой. Термин "апокалипсический" означает период времени, когда человеческому существованию угрожают различные могучие и страшные силы (например, атомная бомба, загрязнение окружающей природы). Причем от этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация будет и далее развиваться по пути развития техники. Этот страх превращается в настоящую болезнь.
2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться с конца XVII в. и имеет много приверженцев сегодня. Представители этой точки зрения обращают внимание на то, что развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть "механическим орудием"; 4) усилению многих человеческих возможностей (физическая сила, быстродействие, счет, память).
3. Технологический детерминизм представляет собой совокупность взглядов, объединенных постулатом, что техника играет определяющую роль в общественном развитии. Представители этой позиции считали, что решающее значение в общественной жизни принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества. В рамках этих концепций обосновывается суждение о том, что созданная человеческим разумом техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, и техника ставится в ряд с природными явлениями как надчеловеческая данность, обладающая своими собственными внутренними, независимыми от общества законами.
4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н. Ф. Федорова (1828-1903), который считал, что человек главное внимание уделял созданию искусственных орудий, "приставок" к своему телу, то есть технике, увеличивая таким образом свою силу, скорость и другие возможности. Это ведет к тому, что разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно увеличивается. С точки зрения Н. Федорова, такой разрыв может и должен быть преодолен. Считая техническое развитие лишь временной и боковой ветвью развития общества, философ был уверен, что в дальнейшем эволюция человека пойдет другим путем. Этот путь он назвал "тканетворение". Имеется в виду, что человек всю силу своего ума, творчества, смекалки обратит не на создание все более изощренных, новых "приставок" к своему телу (технических средств), а на совершенствование самого тела, что приведет даже к созданию новых органов для решения возникающих задач. Тем самым человечество покинет боковую, тупиковую ветвь своего развития, перестанет быть для природы грозной, внешней силой, как какой-нибудь завоеватель, а, наоборот, "тонко сольется с природой" как ее важная составляющая.
34) Техника и ее роль в общественном развитии. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.
Техника- искусственно созданные органы человека, увелич. его возможности, но не способности. Техника создается не для облегчения труда, а для повышения производительности. Человек в родовом значении не стремится к облегчению труда. Соц. функция техники- Увеличение собственного времени, которое человек может потратить для собственного развития или на отдых. Отдых - время, потраченное на делание себя. Техника способствует росту чел. качеств, т.к. оставляет время для самодеятельности человека. Под действием конкуренции создаются системы, поглощающие свободное время, что противно человеку как таковому.(Медведев). Научно-техническая революция- коренное качественное изменение, происходящее в современной системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технических отношений и характеризующееся прежде всего тем, что техника вступает в новый этап своего развития - этап автоматизации,когда машинное производство, при котором рабочий вынужден непосредственно участвовать в технологическом процессе, у ступает место автоматизированному производству, где предмет труда обрабатывается самой технической системой. Кибернетическая техника внедряется е только в сферу материального производства, но и в управленческую деятельность, сферу обслуживания, науку. Социальная сущность НТРсостоит в изменении места и роли чел-ка в производстве. Последствия НТР:Внедрение автоматизации не только не умаляет, но увеличивает эту роль т.к. человек получает возможность посвятить себя более содержательному творческому труду. Под влиянием роста производительности труда сокращается относительный процент занятых в материальном производстве и соответственно развивается непроизводственная
НТР и ее последствия.3 социально-технические революции: 1) аграрно-ремесленная. 2)индустриальная. 3) Информационно-компьютерная(научно -техническая) -информатизация всех сфер жизнедеятельности человека. Концепция инф. общ-ва. Информатизация общества процесс прогрессивного нарастания использования ИТ. для производства, переработки, хранения и распространения инф-и, особенно знаний. Медиатизация- процесс информатизации назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи для обеспечения в конечном счете доступа любого индивида ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения. Информационное общество- общ-во в котором, любой индивид или группа индивидов в любое время, в любом месте может на основе автоматического доступа любую информацию и знания, необходимые для его жизнедеятельности и решения личных и социальных задач. Технологический разум - непрерывно совершенствующаяся система методов, знаний, эталонов, нормативов и правил технологической деятельности. Информационно -компьютерная революция- появление систем и технологий, позволяющих колоссально ускорить все духовно-культурные процессы с помощью СМИ. Ведет к информатизации общества. Инф. общ-ва может привести к тому, что государство будет обладать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, что может сделать человека информационно прозрачным, и совершено беспомощным в столкновении с правительственными органами, а это в свою очередь может привести к деиндивидуализации личности и потере творческого импульса. Поэтому информатизация общества является социально прогрессивным явлением только если она принимается как путь к свободному и демократическому информационному обществу с отчетливой гуманистической ориентацией и признаием прав человека и свобод личности, как высших самодостаточных ценностей