Особенности русской философии как феномена мировой культуры.

три основные черты отечественной философии-мировоззрения.

1.Интуитивность, т.е. в России не было разделения философии на эмпиризм и рационализм, а всегда искали единство знания в виде веры: вера – это высшее знание в виде его синтеза. В России всегда искали глубину скрытого смысла.

2.Богоискательство, где под Богом понимают высшее живое начало смысла. В России нет своего исторического центра, отсюда тяга к новым просторам, поискам своей земли (града Китежа) , что привело к освоению космоса.

3. Конкретность, под которой понимается связь с жизнью – это поиски не отвлеченной истины, а правды; не закона, а справедливости. Отсюда тема судьбы России, о смысле жизни, социальный радикализм русских мыслителей (примером может Александр Николаевич Радищев, 1749/1802).

В России философия существовала не в виде системы понятий, а в виде образов, поэтому первыми по значению философами были поэты, писатели, художники, музыканты. Например, мнение Трубецкого, который заметил, что русское мировоззрение хорошо выражено в иконах и храмах, это мировоззрение в красках.

. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – направление русской общественной и философской мысли, которые считали, что Россия должна идти по своему пути.(А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков)

ЗАПАДНИЧЕСТВО –сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею приобщения России к европейской цивилизации, начатого государственными реформами Петра I.(П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский )

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ,ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление). В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Периодизация по смене основных проблемВыделяют следующие периоды: 1. Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ; 2.Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; 3.Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; 4.Эллинистический(центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; 5.Религиозный(развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии; 6.Зарождение христианской мысли, монотеистической религии. Ионийская (или милетская) школа – древнейшая натурфилософская школа. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Гераклит. Главное произведение Гераклита Эфесского – "О природе". Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богом, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращения Огня строится космология Гераклита. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос. "Логос" в переводе с греческого языка означает "слово", но одновременно "Логос" означает разум, закон. В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию. Пифагор. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)». Элеаты. Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VIв. вплоть до начала второй половины V в.до н.э.с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей. Софисты и Сократ. В период своего становления человеческое познание направлено "вовне", на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может найти истину. Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1. умеренность (знание как обуздывать страсть) 2. храбрость (знание как преодолевать опасности) 3. справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие) Киники Отвергая общечеловеческое, они оказались независимыми. Киники хотели,чтобы человек был зависим от минимального количества факторов. Концепция, взгляды киников – выражали определенное понимание свободы, а
именно понимание свободы как отказа от социальности общепринятых
культурных норм, сведения до минимума потребностей. Атомисты.Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом". Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста
( бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие
бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души
существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической
смерти. Душа пребывает в мире идей ( своеобразное понимание познания.
Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей ( душа обладает
исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека,
душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек
занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание
на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно
поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию
вещей…. Т.о., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к
реальному пониманию сущности. Аристотель по Аристотелю Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»;обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность.





5.Особенности христианского мировоззрения в средние векаСредневековая христ. фил.- это религиозная фил.. Это сказывается на круге её проблем, предмет изучения, методах и принципах. Главная идея фил. -илея Бога. 1. в центре фигура Бога, сверхестественное начало, а не ксмос как в античности. 2. Он т, находится над природой- 3. Смысл человеческой жизни- спасение чел .души для воссоединения в с Богом в "Божьем царстве". это опред. всю жизнь религ. чел., отнош. его с др. людьми. 4.. Догматический тип мышления ,подавление всякой возможности сомнения. 5. Креоцентриз- Бог создал мир из нечего актом своей божественной воли, Бог стоит над природой, и не от чего не зависит. 6. Человек - венец божественнго творения, господствует на земле. "Образ и подобие Бога" Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля - способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни - это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априории - знания, которые черпаются из души, а не из опыта Человек может познать бога благадоря вере, а не разуму. Разумом познать бога нельзя, разум только дополняет веру. Авг считал, что все человеческое познание имеет 2 источника: 1) опыт - чувственное познание окружаещего мира. Но этот путь явно не совершенен, он ограничен явлением вещей. До сущности вещей опыт не доводит. 2) приобретение знаний от другиг людей и различных источников (книга - это знание и есть вера). Добро и зло. Нет сомнений, что в природе есть зло. Но зло не сотворено богом (мир, сотворенный богом не может быть злым) - это понятие называется теодицея.Фома как и Аристотель считает высшей способностью человека волю - практически разум, направленный на действие, а не на познание - говорил Фома. Интеллект возвышается над волей. Познание - это восприятие божественных идей, а не результат чувственного восприятия. В проблемах этики Фома считает, что для нравственного поведения необходима свобода воли.. Человек счастлив в познании и созерцании Бога. Целью человека явл познание, созерцание и любовь к богу. Фома считал, что бытие Бога можно доказать и разумом. Он приводит 5 доказательств бытия бога: 1) Все что движется, движимо чемто другим, и этим первым двигателем явл Бог 2) В мире имеется ряд действующих причин, но невозможно чтобы явление было причиной самого себя, т.е. явление имеет свою причину, которая находится вне явления. Поэтому необходимо признать 1ю действующую причину, которой явл Бог. 3) Вытекает из взаимодействия случайного и необходиомого. Случайное зависит от необходимого, которое происходит или от другого необходимого или от необходимого в самом себе. Необходимое - это то что не может быть. Первый необходимостью явл бог. 4) Существуют степени совершенства (качества).Если степени качеств существуют, значит есть высшая степень качества. Этой высшей степенью качества может обладать только бог. 5) Теологическое доказательство. Мир в своей основе имеет цель. Во всем, что существует имеется смысл и полезность, все, даже случайное направляется к некой цели. Если все существующее направляется к какойто цели, значит ктото эти руководит - это и есть бог. Бога познать можно, поскольку мы познаем природу, которая максимально приближается к богу

Наши рекомендации