Диалектика идеи и материи в философии Платона
Платон родился в Афинах в 428г. до н.э. Ученик Сократа. Его настоящее имя Аристокл, а прозвище «Платон» он получил благодаря некоторым физическим данным – широкому лбу (по-гречески «платос» означает широту и размах).
Под идеей мы понимаем мысль, понятие, т.е. нечто такое, что ведет к психологическому плану.
Для Платона идея составляет специфический предмет мысли, то, к чему мысль открыта предельным образом, без чего мысль не может быть мыслью. Платоновская идея – это бытие.
Термины «идея» и «эйдос» происходят от греческого, что и до Платона означало видимую форму вещей, т.е. улавливаемую глазом внешнюю фигурацию. Платон, говоря об идее, акцентирует именно метафизическую структуру вещей, как синоним он использует термины – субстанция или сущность вещей, или даже природа, реальность вещей.
Комплекс идей вошел в историю под названием Гиперурании. Замечу, что Гиперурания означает наднебесную сферу, т.е. то, что выше физического космоса. Платон постоянно подчеркивал, что идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. открыты понимающему уму. Платон понимал комплекс идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, вплоть до самой совершенной и возвышенной Идеи, которая ничем не обусловлена и, значит, абсолютна. По поводу безусловной вершины идеального Платон пишет в «Государстве», что это Идея Блага. Благо не только фундамент, делающий идеи познаваемыми, а ум способным к познанию, оно дает начало бытию и субстанции.
Государство у Платона. I класс – те, кто решают материальные проблемы (крестьяне, ремесленники и купцы); II класс – стражи, воины, они обеспечивают безопасность, у них все общее, это и мужчины и женщины, различий нет; III класс – это правители, этот класс самый образованный, образование осуществляется до 50 лет.
Поняв структуру высшего мира, легче понять природу и строение мира чувственного. Если идеальный мир сформирован Единым как формальным принципом и Диадой как материальным принципом, то физический мир также образован формальным и материальным началами, только на этот раз чувственно воспринимаемыми.
Этика и педагогика Сократа
Сократ родился в Афинах в 470 г. и умер в 399г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов.
Сократ сконцентрировался на проблематики человека. Человек – это его душа. А под «душой» Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа – это «я сознающее», т.е. совесть, интеллектуальная и моральная личность.
Если сущность человека – это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращивать души.
Сократ в определенном смысле совершил переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности не те, которые связаны с чем-то внешним (как-то: богатство, сила, слава), еще мене с телесными (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души главные ценности, которые вместе составляют «познание».
Парадоксы сократовской этики:
1. добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок – это всегда невежество. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Это положение получило название «сократовского интеллектуализма», который сводит моральное благо к факту сознания, из чего еще не ясно, почему можно знать добро и не делать его.
2. Более сложные мотивации лежат в основе второго парадокса. Сократ хорошо видел, что человек по своей природе ищет всегда собственное благо, и когда делает зло, то делает это не ради зла, а потому, что хочет извлечь выгоду, т.е. благо. Сказать, что зло не осознанно, означает, что человек склонен обманываться в ожидании добра для себя, что ведет к ошибке в расчете, и в конечном счете он - жертва ошибки, т.е. невежества, незнания.
Наиболее замечательным появлением превосходства разума Сократ называет самообладание, т.е. в состояниях радости, печали человек должен обладать над собой. Самообладание – это власть рациональности над витальностью, разумного начала над животным.
Среди главных пунктов обвинения Сократу был обвинен в умысле введения новых духов и новых божественных существ. Сократ же говорил, что часто при разных обстоятельствах он слышал голос, знакомый с детства, божественный и демонический, который запрещал ему делать то, что он уже почти готов был сделать. Демон Сократа – это стало быть божественный голос, который запрещал определенные вещи, из чего можно заключить, что речь идет о некой привилегии, которая спасает в случае опасности, предохраняет от негативного опыта.