Роль оценочных суждений при принятии решений. Критерии оптимальности оценок и психологические эффекты.
Оценочные суждения
Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении чего-либо или кого-либо, а так же процесс формирования
Осуществляя оценку, человек классифицирует, ранжирует, предписывает определенные числовые значения: людям, объектам. В формировании оценок важнейшую роль играют субъективное состояние человека. На основе оценок выносится решение.
Критерии оптимальности оценок:
1. Точность отражения реальности
2. Экономия усилий
3. Улучшение эмоционального состояния
4. Повышение эффективности последующего действия
Точная оценка, правильно отражающая реальность, может быть неоптимальной, а менее точная может быть оптимальной.
Психологические эффекты наблюдающиеся
1. Неореалистический оптимизм
2. Иллюзия контроля
3. Якорный эффект
4. Стереотипизация
5. Ореол
6. Контрфакты – противоречащее фактом. Бывают идущие вверх («могло бы быть лучше») и идущие вниз («могло бы быть хуже»).
7. Ошибка ретроспекции (задним числом предписывают задним числом)
8. Оценка отсроченного вознаграждения
9. Наглядности и эвристика доступности
23. Помощь и противодействие как два типа социальной детерминации приобретения опыта, обучения и развития.
1. Варианты, где помощь в обучении и развитии является основной целью. а) Наиболее распространенным и гуманным соотношением является такое, когда преднамеренная помощь в обучении является средством развития, и эта помощь в основном достигает желаемого результата. (Но только в основном – поскольку ни в одной сложной деятельности невозможно получение стопроцентного результата с заранее заданными свойствами, и только его одного). б) Хотя в большинстве случаев основной целью является именно развитие, а средством – помощь в обучении, результаты отнюдь не всегда бывают однозначны. Помощь может приводить также к подавлению и задержке развития по ряду существенных параметров. Причиной этого могут быть педагогические ошибки, а также некоторые неизбежные ограничения, связанные с выбором определенной системы обучения. в) Средством обучения и развития может являться не только помощь, но и противодействие, организация "сопротивления материала". Это обеспечивает последующие более высокие результаты обучающегося ("тяжело в ученьи, легко в сраженьи"). Таким образом, противодействие в ряде случаев является эффективным средством помощи. г) Противодействие в обучении, используемое в качестве средства развития, может и не приводить к желаемым результатам – несмотря на все усилия или, скорее, именно из-за их чрезмерности ("перегнули палку" в отношении трудности, "перегрузили" ученика). | [ | 2. Варианты, где основной целью является противодействие в обучении и развитии (например, в целях безопасности, при враждебных, конкурентных отношениях и т.д.). а) Эффективное подавление и противодействие может осуществляться посредством прямых (явных, "лобовых") запретов и ограничений в обучении и образовании и достигать при этом своей цели, то есть останавливать обучение и тормозить развитие. б) "Лобовое" подавление обучения и развития может быть неэффективным, не приводить к цели. Прямое противодействие имеет сильную тенденцию изменять направление развития непредсказуемым образом в процессе неконтролируемого разрастания возникшего конфликта. В том числе противодействие нередко приводит и к результатам, противоположным желаемым: вызывает эффект развития вопреки противодействию. в) Эффективное противодействие в обучении и развитии может осуществляться посредством (под прикрытием) демонстрируемой помощи. Это может быть метод "троянского коня": "учитель", якобы помогая конкуренту научиться чему-то, учит его бесполезному или вредному. г) То же самое, но в неэффективном варианте: из-за ошибок "учителя", разгадывания его замыслов обучаемым и т.д. планы противодействия срываются, и учащийся продвигается в развитии. |
Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
o изменение себя, "стать как все";
o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.