Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.

Особенности речевого поведения педагога

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Функции общения: 1) Эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

2) Информационная – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3) Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений;

4) Понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний;

5) Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

6) Побудительная – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

7) Установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) Оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера. Виды общения: 1) По содержанию: Материальное общение ,когда субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

при Кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

Мотивационное общениеимеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении;

Когнитивное общение – обмен знаниями;

Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями

2) По цели:Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме.

Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств.

Особенности речевого поведения педагога. Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Стили педагогического общенияМожно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся: автократический (самовластный стиль руководства), авторитарный (властный) стиль демократический стиль игнорирующий стиль попустительский, конформный стиль непоследовательный, алогичный стиль

Профессионально-важные качества педагогического общения:интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества; умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.

Требования к речи педагога

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».

Язык– это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь: Формирует сознание человека. Размыкает для нас сознание другого человека. Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества. Выводит сознание человека за пределы чувственного опыта.

Язык: Удваивает мир для человека, так как делает возможным совершать

действия с предметами даже в период их отсутствия. Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования. Управляет интеллектуальными процессами человека: восприятием,

памятью, мышлением.

Функции речи

Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Сообщения. Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Обозначения. Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени, излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Свойства речи

Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности

Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение

Требования к речи педагога

1. Дикция 2. Выразительность. 3. Грамотность речи. 4. Экспрессивность речи. 5. Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта.6. Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации.


Наши рекомендации