Жанровая природа романа Л. Толстого «Воскресение». Критика социальных институтов. Авторская позиция и средства ее выражения в романе.
Над этим романом Толстой работал 10 лет (1889-1899). Роман можно рассматривать как итог развития романного жанра в русской лит-ре 19 века. В нем необычайно объемное изображение социальной жизни России, какого еще не было у Толстого: представлены не только разные классы и сословия, «верхи» и «низы» - чиновники всех рангов, от тюремных надзирателей до высших сановников; народ – в вымирающей деревне, в острогах и на пересыльных этапах; революционеры всех мастей; аристократы, самодовольные и кающиеся – в романе изображена деятельность государственных и религиозных институтов: суда, церкви, Синода, тюрем. Все эти учреждения представлены в сатирическом свете, объектами обличения стали не только бездушные и жестокие функционеры, но и сами должности, сами функции государственного и высшего церковного аппарата. Также это необычайно психологический роман. В романе Т. показал, что потребность в нравственном обновлении захватила и народ, здесь изображено воскресение простой женщины, развращенной и опустившейся. Неизбежность всеобщего возрождения заявлена на первой же странице романа через символическое изображение природы: «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе.»
принцип контрастных сопоставлений служит в романе способом выявления противоречий между видимым и сущим. Критика - Например, Толстой изобразил богослужение в остроге, которое, с его точки зрения, является свидетельством антихристианского характера современной православной церкви, так как противоречит запретам Христа. Толстой представил важнейший момент литургии – евхаристию (обряд приношения в жертву тела и крови Христа) – своего рода манипуляцией, называя предметы священного обряда как бытовые вещи: рясу – парчовым мешком, жертвенник – столом, просфиру – хлебом. Писатель представил главу священного Синода сознательным обманщиком народа, который сам ни во что не верит, но воображает, что народ любит суеверия и «любит быть суеверным». Священный синод отлучил Толстого от церкви в феврале 1901
Поэзия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в Москве в семье известного русского историка. Соловьев – ведающийся русский философ, зачинатель религиозно-философского направления в русской мысли конца 19 – начала 20 века, поэт (в поэтическом плане в нем сочетались глубокая религиозность и полное свободомыслие, сочетание «священного вдохновения» с постоянной иронией). Поэтическое творчество Соловьева неотделимо от его теоретических концепций и одновременно является и творчеством философским, религиозным и эстетическим (Истина, Вера, Красота). Особая органическая связь творчества поэтического с философским определялась у С. тем, что свою философию он разрабатывал не только как систему логических категорий, но и как новую мифологию. В его философему включены представления о живом Боге (идеальное), Душе Мира (реальное, земное) и мифической любви, посреднице между Богом и Землей(Человеком) – Софии. Учение о Софии ориентировалось на преображающую функцию искусства. Для С. красота – орудие преображение всего сущего, поэтому всякое искусство – пророческое провидение грядущего воскресения, а подлинный художник пророк: Еще невольник суетному миру, Под грубою корою вещества, Так я прозрел нетленную порфиру И ощутил сияние божества. Пророческая способность в художнике есть вдохновение, художническая интуиция. Нельзя проникнуть в «тайну» С. без учета его мистического опыта. Он был мистиком, обладал реальными ощущениями сверхчувственного, видел лицом к лицу «Божественную основу» мира, встречался с таинственной «Подругой Вечной». В поэме «Три свидания» он рассказал, как трижды являлась ему Премудрость Мира София: И в пурпуре небесного блистанья Очами полными лазурного огня Глядела ты, как первое сиянье всемирного и творческого дня. София, являющаяся человеку, - это знак причастности его к творению Царства Божия.Непосредственным откликом на мистические переживания явились стихи «Хотя мы навек незримыми цепями» и «Вся в лазури сегодня явилась». В его стихах явственно проступают схемы и известные символы философских концепций, например, учения Платона (мир чувственный – лишь тень мира идеального): Милый друг, или ты не видишь, Что все видимое нами, - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Для поэзии С. характерно специфика двоемирия. С. видит хаотическое начало и в природе, в человечестве. И его философская лирика пронизана предчувствие торжества Божественного Слова: оно пройдет средь этой мглы, разорвет тучи, «огонь стихий враждебных утолит». Лирический герой С. особенно чуток торжественной величавой красоте природы и слагает гимны в ее честь: Земля-владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я, Услышал трепет жизни мировой. Поэт слышит в природе и первобытную нестройную стихию, жаждущую полной свободы, желающую снова «царить над землей» (Сайма в бурю, Иматра). Но он верит в просветление этой стихии. Лирическая героиня любовных стихов иногда несет на себе отблеск Софии-Афродиты Небесной, но не тождественна ей. Софию он называет «царицей моей», любимую женщину – милый друг, бедный друг. Царица обитает в сфере сказочно-мифологической (в высоком дворце, в высоком чертоге, на ней алмазный венец). Царица – ангел-хранитель поэта, она верна ему. Любимая – изменчива, неверна и сама нуждается в защите. Образ любимой: В этом мире лжи – о как ты лжива! Средь обманов ты лживой обман. Тесно сердце – я вижу – твое для меня, А разбить его было бы жалко, Хоть бы искру, хоть искру живого огня, Ты холодная, злая русалка! Принцип софийности в любовной лирике – истинная любовь – сила, преображающая человека. С. писал немало шутливо-насмешливых стихов, причем насмешка его нередко была направлена на явления сакральные в его понимании. Писал он и на политическую тему (сфера религиозно-социальная) – отношения России к Западу и Востоку. («Ветер западной страны слезы навевает»). Своей поэзией он утвердил принципы символизма (ученики – Бальмонт, Брюсов, Блок, Андрей Белый)