Жанровая природа романа «война и мир»

В современном литературоведении прочно установилось жанровое обозначение «Войны и мира» – роман-эпопея (зарубежная наука этот термин не приняла). Это жанр, созданный именно Толстым. Впервые данный вопрос затронул А.В. Чичерин в книге «Возникновение романа-эпопеи» (1958). В другой своей работе исследователь предлагает следующее определение: «Роман-эпопея – это роман, который внутренне и внешне выходит из своих рамок, в котором частная жизнь людей пропитана историей и философией истории, в котором человек представлен как живая частица своего народа. Роман-эпопея захватывает смену исторических периодов, смену поколений, он обращен к будущим судьбам народа или класса».20

В.Н. Соболенко, основываясь на работах П. Бекедина, А. Чичерина, Л. Ершова, В. Пискунова дает следующее определение: «Эпопея – произведение, повествующее о жизни народа в переломные моменты истории. В романе-эпопее частная жизнь связана с историей народа, при изображении смены поколений семья приобретает социальный и исторический смысл, для романа-эпопеи не случайно изображение народа именно в роли творца истории. Задача эпопеи – показать судьбы целого народа, воссоздавая его прошлое и настоящее, проецируя будущее. Жизнь новой эпопее дают мысль народная, народно-героическое начало, восстановление эпического состояния мира».21

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «В новое время эпопеей называют наиболее сложные формы эпического повествования, в которых процесс общественной жизни отражается с наибольшей широтой и разносторонностью, ставятся проблемы общенародного значения, отражаются значительные исторические события; в связи с этими событиями определяются и судьбы героев эпопеи. <…>

Полнота охвата различных сторон действительности в эпопее определяет сложность ее композиции, многолинейность сюжета, большое количество действующих лиц, разнообразие языковых особенностей, широкое развитие событий во времени».

Краткая литературная энциклопедия приводит следующую трактовку: «… когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса стал роман, иногда появлялись произведения, в которых становление характера главных героев осуществлялось на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни. В советском литературоведении они получили название «романов-эпопей». <…> Крупнейшее из них – «Война и мир» Л.Н. Толстого. В нем равное значение имеют и раскрытие становления характеров главных героев – Андрея, Пьера, Наташи, – и изображение грандиозных национально-исторических событий 1805-1812 гг., в которых эти герои не принимают активного – воздействующего на ход событий – участия, но в которых завершается эволюция их характеров.

Такие произведения являют собой как бы внешнее единство двух разных жанров – романического и национально-исторического, осуществленное в монументальной эпической форме».23

Сам Толстой сравнивал свое произведение с великим созданием древнегреческого эпоса: «Без ложной скромности, это – как «Илиада».

Т.Л. Мотылева определяет новаторство Л.Н. Толстого как создателя романа-эпопеи и художественные открытия, сделанные им, следующим образом:

«1. Первое… это – критерий количества. Роман-эпопея, как правило, произведение значительного размера с многочисленными персонажами, с большой пространственной и временной протяженностью. <…> Толстой раздвинул рамки романа и в этом, самом прямом смысле. <…> И все же, несравненно важнее, и в «Войне и мире», и в типологически близких ему произведениях зарубежных писателей, не внешние параметры, а глубина тех сдвигов, значимость тех народных движений, которые отражены художником.

2. … Главное, что делает «Войну и мир» романом-эпопеей и что было плодотворно воспринято многими писателями XX века, это именно «мысль народная». И притом – в разных аспектах: мысль о народе, утверждение его роли в истории, его судьба, будущность, как проблема, стоящая перед автором и центральными персонажами, – и мысль самогонарода, его точка зрения на вещи, разделяемая автором, определяющая его способ видения.

В «Войне и мире» народная масса – не основной предмет изображения (не забудем, центральные персонажи – «князья и графы»!), но именно она, эта масса, направляет и развитие действия, и внутреннее развитие героев. Толстой как автор «Войны и мира» ввел судьбы главных своих персонажей в широкий поток народной, национальной жизни, – и его примеру в литературе нашего века последовали многие другие.

3. В «Войне и мире», как и в «Илиаде», центр действия – всенародная война. Подъем сил нации, их сплочение во имя общей задачи создает атмосферу героики, придает повествованию особый поэтический тон. <…>

Существенно при этом, что в романе-эпопее возникает новое качество историзма.

4. Отсюда – то особое, новое значение, которое приобретает в романе-эпопее психологический анализ… Роман-эпопея приносит с собой повышенное развитие личностного начала. Он не поднимает человека и не растворяет человека в массе, а соотносит его с движением масс. В романе-эпопее душевная жизнь человека приобретает новые измерения оттого, что он включен в события общенародного масштаба, должен уяснить, найти свою роль и место в этих событиях, определить свое отношение к ним.

Многомерность психологического анализа… в «Войне и мире» сказывается особенно отчетливо – именно потому, что там отношение человека к миру в самом широком смысле, к миру природы и «миру» людскому, социальной среде, семье, обществу, государству, – особенно богаты и многообразны.

5. С этим связана и интеллектуальная, проблемная природа романа-эпопеи, столь заметно отличающая этот жанр от эпопеи гомеровского типа. Движущаяся картина исторических событий включает в себя осмысление событий, философскую и нравственную их интерпретацию – и от лица автора, и от лица персонажей, духовно близких автору».25

Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

1."Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

2.Истинный и ложный патриотизм.

3.Назначение женщины - сохранение семейного очага.

Наши рекомендации