Мотивы и потребности: понятие, роль в регуляции человека

Современная психологическая теория определяет мотив через описание признаков исходного для мотива явления – состояния потребности. По определению, потребность – это состояние актуальной нужды человека в чем-либо, что находится вне его и составляет необходимое условие его жизни. Различают биологические и социальные (в общении, познании, самореализации и др.) потребности.

Вероятно, мы не осознаем свои потребности до первого успешного их удовлетворениях, но испытыва­ем их как состояние внутреннего дискомфорта. Если впервые потребность была удовлетворена успешно, то происходит быстрая и очень прочная «фиксация» потребности на этом первом удовлетворившем ее предмете. В дальнейшем человек будет стремиться удовлетворять данную потребность именно тем способом. Названное явление получило название импринтинга – сильной зависимости человека от предмета первым успешно удовлетворившего потребность. Предмет потреб­ности получил название мотива.

Итак, мотив – предмет потребности (опредмеченная потреб­ность). Индивидуальные мотивы разнообразны, как правило, на­ходятся в иерархии и регулируют поведение согласованно.

Определить мотивы – значит, ответить на вопрос: зачем, ради чего он поступает именно так в конкретной жиз­ненной ситуации. Известно, что реально действующие мотивы, как правило, не осоз­наются, но обнаруживают себя через цели и переживания в связи с их достижением или не достижением. Понять мотивы – значит, понять историю формирования и развития личности, психологическую логику жизни конкретного человека. Необходимо отметить, что умение учитывать мотивацию личности является показателем профессионального мастерства юриста.

Таким образом, мотивация является основой психической регуляции жизнедеятельности человека. Для регуляции деятельности большое значение имеют не только связи моти­вов с бессознательным (нуждой, потребностью), но и сознанием (целями и задачами) человека.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивид – это один человек, представитель биологического вида homosapiens. Каждый человек индивид.

Индивидуальность – набор качеств, на основании которых один человек отличается от другого, качества м/б индивидуальными и типичными, которые свойственны всем людям. Индивидуальные качества - цвет волос, глаз, типичные – две руки, 5 пальцев, на голове волосы.

Личность – высший уровень развития человеческой индивидуальности.

Выделяют несколько критериев кого считать личностью:

1. Подход Шелдона – он определил личность с позиции вида, т.е. личность любой представитель homosapiens.

2. Автор Личи – личность тот кто имеет высокий соц. статус – это вид человека.

3. Субъективнй критерий Рубинштейна – Это человек с собственной жизненной позицией, человек который добивается всего сам.

4. Гуманисты – человек который делает добро.

У индивидуальности можно выделить:

• низший уровень – относят врожденные – рост, цвет волос, вес;

• высший уровень – это психические особенности, которые человек сам развивает в себе по собственной воле (способности, характер).

Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, чел может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы(индивид), во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо(личность).Объединение этих 3 уровней формирует интегральную характеристику человека, его индивидуальность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДО 10 ЛЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ

Психологические особенности детей 2 - 3 лет:

- наглядно-действенное мышление;

- интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

- речь находится в стадии формирования;

- обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния (обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет)

- внимание, память непроизвольны.

Психологические особенности детей 4-5 лет:

- мышление носит наглядно-образный характер;

- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.(самый эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление".)

Психологические особенности детей 6-7 лет:

- ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

- ведущее значение приобретает развитие воображения. (интерес и тяга к красивому, эстетически ценному)

Психологические особенности детей 8-10 лет:

- школьная адаптация (ребенок уже достаточно адаптирован к школьным нагрузкам и тербованиям);

- развитие коммуникативных навыков

- более уверенное позиционирование в коллективе и со старшими.

НПА: 1. Семейный кодекс:

· право ребенка жить и воспитываться в семье

· право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

· право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

· право ребенка выражать свое мнение(органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.)

· право ребенка на имя, отчество и фамилию

· право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

· право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

2. ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

· К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

3) ГК

- Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 10 - 14 ЛЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ

Психологические особенности детей 10-12 лет

- Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.

- Проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

Психологические особенности детей 13-14 лет

- Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.

- Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным.

- Способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности.

- Настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

НПА: ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":

· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Семейный кодекс – см. вопрос 12

ГК:

· Эмансипация

· Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные ГК.

· Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСЕВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ЗАЦИТУ ИНТЕРЕСОВ

Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает акцентуация характера. Акцентуация, характера,— находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены.

Виды акцентуации – СМ ЛЕКИЦИ

НПА:ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":

· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

ГК – СМ. предыдущие вопросы

УК – ст 20.

Наши рекомендации