Понимание способностей в отечественной психологии.
Б.М.Теплов выделял 3 основных признака понятия способности:
1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого.
2. Способности – это не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или многих деятельностей.
3. Понятие «способность» не сводится к тем ЗУН, которые уже выработаны у данного человека.
Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления деятельности и динамики освоения ЗУН.
Позиции:
1. Недопустимо отождествление способностей и ЗУН.
2. От способностей зависит лёгкость и быстрота приобретения ЗУН.
3. Приобретение знаний содействует дальнейшему развитию способностей. Способности являются лишь возможностью для приобретения ЗУН. Эти способности превращаются в действительность в результате упорного труда. Недостаток тяги к деятельности является недостатком самой способности.
Способности обнаруживаются в динамике приобретения ЗУН и не могут существовать иначе как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем утрачивается. Только благодаря систематическим упражнениям мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Б.Г.Ананьев считал, что способности и их развитие связаны непосредственно с развитием личности и её характера. Способности по Б.Г.Ананьеву включены в характер и их развитие представляет собой единый, хотя и противоречивый, процесс. Он связывал способности с развитием высших психических функций.
Месищев и Ковалёв понимали под способностями ансамбль свойств, который включает систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые способности.
Щадрилов: «Способности, как свойства функциональной системы, реализующих отдельные психические функции и имеющих индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешном и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций».
Дружинин:
Приобретение знаний (1) -> приобретение и сохранение знаний -> применение -> ПЗ (1).
Применение знаний – это способность, отождествляемая с интеллектом (способность решать задачи на основе имеющихся знаний).
Обучаемость характеризует систему приобретения знаний.
Процесс приобретения знаний связан с креативностью (общая творческая способность).
Таким образом, интеллект, обучение и креативность – это составляющие способностей.
66. Соотношение общих и специальных способностей. Способности и профессионально-важные качества личности.
Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности. Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д.
Общие способности подразделяются на сложные — способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные — способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.
Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.
Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.
Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-во левой сферы.
Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.
Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.
Структура способностей.
Классификация:
1. Способности рассматриваются по признаку широты.
Общие способности – это индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и эффективность (высокий результат) в разных деятельностях.
Специальные способности – это система свойств личности, помогающая достичь высоких результатов в одной деятельности.
2. По степени актуализации:
· Потенциальные (задатки)
· Актуальные (реально сформировались и реально действуют)
3. По сфере социальной активности:
· Способности к общению
· Способности к обучению
· Способности к творчеству
· Способности к той или иной предметной деятельности
4. По виду деятельности:
· Технические
· Математические
· Художественные
· Организационные
· Спортивные
· Артистические
5. По виду психической активности:
· Сенсорно-перцептивные (увеличение порогов чувствительности)
· Эмоциональные
· Умственные
· Мнемические
· Волевые
· Двигательные
· Речевые
67. Как связаны между собой понятия одаренности, таланта, гениальности?
Уровни развития способностей:
1. Способность
2. Одарённость – это единство общих способностей человека, обуславливающее диапазон его интеллектуальных способностей, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Талант – это высшая степень способности личности к определённой деятельности; связан с интеллектом, в меньшей степени – с креативностью.
4. Гениальность – это высшая степень творческих проявлений личности; связана с креативностью, в меньшей степени – с интеллектом.
Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом ФрэнсисомГальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности и обеспечивающих их сфер психики. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Такая одаренность предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность и потенциальную одаренность. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.
Можно выделить общую одаренность и специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). Специальная одаренность к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д.
Выделяют раннюю одаренность и позднюю одаренность. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных способностей (поразительная память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).
Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов ГовардГарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил семь типов таланта, интеллекта:
- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
- цифровой (характерен для математиков)
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы)
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Гениальность — культурное явление человеческой природы. Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий.
68. Представления о природе и структуре интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.
В отечественной психологии:
Интеллект – это вся познавательная деятельность человека (в широком смысле).
Интеллект – это наиболее обобщённое понятие, характеризующее сферу умственных способностей (в узком понятии).
2 понимания:
1. Интеллект проявляется в оперировании абстрактными символами и отношениями.
2. Интеллект выступает в приспосабливаемости к новой ситуации, в использовании приобретённого опыта.
Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет раскрыть закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них, предвидеть наступающие изменения и преобразующие действительность.
Холодная: 4 базовыхсвойстваинтеллекта:
1. Уровневые свойства характеризуют достигнутый уровень отдельных познавательных функций.
2. Комбинаторные – характеризуют способность к выявлению и формированию разного рода связей и отношений.Этисвойстваприобретаются с опытом.
3. Процессуальные – характеризуют приёмы интеллектуальной деятельности.
4. Регуляторные – характеризуют эффекты управления, контроля, координации психических процессов (деятельности?).
Акимова: «Основой интеллекта является активность. Любой интеллектуальный акт предполагает активность».
Голубева: «Активность и саморегуляция – базовые факторы, которые обеспечивают интеллектуальную продуктивность и работоспособность».
В зарубежной психологии:
Штерн: «Интеллект – это некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Благодаря этому решение проблемы у человека может быть осуществлено здесь и теперь, без внешних поведенческих проб, правильно или одноразово. Пробы, проверка гипотез происходит во внутреннем плане».
Полани относит интеллект к одному из видов приобретения знаний, но на взгляд большинства учёных приобретение знаний выступает лишь служебным моментом.
Ж.Пиаже: «Развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности и структурировании равновесных отношений между индивидом и средой».
Стенберг впервые предпринял попытку определить, что такое интеллект на уровне описания поведения. Метод: факторный анализ суждений экспертов -> 3 формы интеллектуального поведения:
1. Вербальный интеллект – запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное.
2. Способность решать проблему.
3. Практический интеллект – умение добиваться поставленных целей.
Спирмен. Проблемы профессиональных способностей. При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику мышления, памяти и т.д., тесно связаны. Лица, успешно выполнившие тесты по мышлению, также успешно выполняют другие тесты.
Успех любой интеллектуальной работы определяют:
1. Некий общий фактор, общую способность – генеральный фактор.
2. Способность, связанная со специфической деятельностью.
Генеральный фактор – это общая умственная энергия, которой наделены люди и которая влияет на успех выполнения любой деятельности. Этот фактор, проявляясь в действиях, протекает в умственном плане. Он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды.
Айзенк. 3 составляющих интеллекта:
· Биологический интеллект (А) – в его основе структуры и функции головного мозга, без них невозможно никакое познавательное поведение, они отвечают за индивидуальные различия.
· Психометрический интеллект (IQ) – познавательные особенности человека, измеряемые обычными тестами и характеризуемые коэффициентом интеллекта. Здесь во многом сказываются культурные факторы: воспитание, образование, экономический статус. Зависит от биологического интеллекта.
· Социальный интеллект (В) – критическая обработка информации, выработка стратегии.
69. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности.
Зарубежные теории:
Теория личности Хьелла и Зингера.
Концептуальную область теории личности составляют следующие темы:
1. Структура личности – концепции, которые имеют дело с достаточно неизменными характеристиками, присущими индивиду в различных обстоятельствах и в разное время.
2. Мотивация – процессуальные аспекты функционирования индивида.
3. Развитие личности – положение об изменении мотивационных аспектов во времени.
4. Психопатология – объяснения механизма психических расстройств.
5. Психическое здоровье.
6. Изменения личности с помощью терапевтического воздействия.
7. Методы познания.
Выделяют психодинамические, аналитические, гуманистические, когнитивные, поведенческие, деятельностные и диспозитивные теории личности.
Психодинамические теории
описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических или внутренних характеристик. Основоположник – З.Фрейд.
Ортодоксальный психоанализ З.Фрейда – это:
1. метод лечения психических расстройств
2. учение о бессознательных психических процессах.
Стержень – структурная модель личности, которая базируется на топографической модели психики. Топографическая модель психики включает 3 уровня:
· уровень сознания – мысли, ощущения, переживания, которые человек осознаёт в данный момент;
· уровень предсознательного – опыт, который в данный момент не осознаётся, но может легко вернуться в сознание;
· уровень бессознательного – самая глубокая область область психического, которая содержит инстинктивные влечения, желания, воспоминания. Выход этого материала на уровень сознания сопряжён с чувством угрозы, тревоги, беспокойства. Именно этот материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – сновидения, оговорки, ошибки в действиях.
Структура личности по З.Фрейду состоит из 3-х компонентов: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
Ид функционирует полностью в бессознательном и является энергетической основой личности. В нём содержится врождённые бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению и разрядке любой ценой.
Эго следует принципу реальности и существует на всех 3-х уровнях и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет найден подходящий объект. З.Фрейд считал важнейшей функцией Эго – самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго несёт функцию задержки инстинктивной разрядки и осуществляет её с помощью защитных механизмов.
Супер-Эго включает в себя моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Супер-Эго складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. 2 структуры: 1) совесть и 2) Эго-идеал. Между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.
Теория мотиваций З.Фрейда основана на концепции инстинкта, которая определяется как врождённое состояние возбуждения, которое постоянно ищет разрядку. Существует 2 основных врождённых бессознательных инстинкта: 1) жизни и 2) смерти. Именно они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. Личность формируется в течение первых 6 лет жизни. Стадии психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
Таким образом, личность в этой теории – это система агрессивных и сексуальных мотивов с одной стороны, и с другой стороны – защитных механизмов. Структура личности – это индивидуально-различные соотношения отдельных свойств.
Основные методы: метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса.
Карен Хорни:
Основной компонент структуры личности – базальная тревога и связанные с ней потребности.
Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира".
Индивидуальная теория А.Адлера.
А.Адлер выступал против расчленения личности на 3 инстанции. По его мнению, структура личности едина, а детерминантой (причиной) является стремление человека к превосходству.
Ядро личности – творческое Я. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Его присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением.
На основе творческого Я формируется стиль жизни. Он включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Он основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.
Основные принципы индивидуальной психологии:
1. Целостность психической жизни личности.
2. Стремление к превосходству, как основная мотивационная сила в жизни личности.
3. Социальная принадлежность человека.
Люди стараются компенсировать чувства собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни. В рамках этого стиля они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.
Стиль жизни личности складывается у ребёнка в первые 4-5 лет жизни. Он отчётливо проявляется в установках и поведении, направленных на решение 3-х основных жизненных задач: профессиональной, задачи сотрудничества и задачи любви.
Неблагоприятные ситуации детства, среди которых А.Адлер особенно выделял неполноценность органов или физические недостатки, чрезмерную опеку или отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – ощущение или преувеличение собственной слабости и несостоятельности.
Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсаций:
1. Успешная компенсация – в результате совпадения стремления к превосходству и социального интереса.
2. Сверхкомпенсация – одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
3. Уход в болезнь – человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может найти компенсацию нормальным способом и вырабатывает симптом болезни, чтобы оправдать свою неудачу -> невроз.
Второй движущей силой является социальный интерес, который определяется А.Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врождённые задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания.
Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья личности. Его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.
Выраженность социального интереса и степень активности личности при решении жизненных задач позволяет выделить 4 типа установок, сопутствующих определённому стилю жизни:
1. Управляющий стиль.
2. Получающий стиль.
3. Избегающий стиль.
4. Социально-полезный стиль.
Ошибочный стиль жизни ведёт к неврозам.
Психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля, а также на устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей.
Основные методы индивидуальной психологии: интервью и анализ детских воспоминаний.
Аналитическая психология К.Г.Юнга.
Теория личности К.Г.Юнга.
Главным источником развития личности К.Г.Юнг считал врождённые психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи или архетипы. Архетипы – это врождённые установки к избирательному восприятию, переживанию и форме поведения. Архетипы не имеют собственного содержания, но позволяют структурировать различные содержания психики; они влияют на поведение и именно в этом К.Г.Юнг усматривал проявление Либидо. В его теории Либидо – динамический энергетический аспект психики. По его мнению, личность формируется в течение всей жизни. Отдельными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека.
Личность в целом состоит из:
1. нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и анимус, тень.
2. установок – интроверсия и экстраверсия
3. функций – мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные).
4. самости – центр всей личности.
В аналитической модели выделяются 3 основных блока:
1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества; этот опыт и представлен в психике человека в виде унаследованных архетипов.
2. Индивидуальное бессознательное – совокупность комплексов или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.
3. Индивидуальное сознательное – структура, которая служит основой самопознания, и включает в себя те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы осознаём себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счёт действия архетипа самость. Главная его цель – выход из коллективного бессознательного. Самость организует, координирует, интегрирует все структуры психики в единое целое и создаёт уникальность каждого человека. У самости существует 2 способа такой интеграции:
1. Экстраверсия – установка, которая позволяет наполнить врождённые архетипы внешней информацией.
2. Интроверсия – ориентация на внутренний мир.
В человеке существуют одновременно и экстраверсия, и интроверсия, но степень их выраженности может быть разная.
Согласно теории К.Г.Юнга, личность – совокупность врождённых и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуально-своеобразное соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков сознательного и бессознательного, а также экстравертированных и интровертированных установок личности.
Развитие личности заключается в сближении сознания и бессознательного. К.Г.Юнг назвал этот процесс индивидуализацией. Либидо направляет развитие человека по пути индивидуализации, т.е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека.
Теория Эрика Эриксона.
Э.Эриксон рассматривал личность как объект социальных и исторических сил. Развитие личности и её социальная адаптация неизбежно связаны с социально-культурным контекстом, который охватывает жизненное пространство от рождения до смерти.
Человек в процессе жизни проходит 8 универсальных стадий. Каждая из стадий жизненного цикла наступает в определённое время. Полноценно функционирующая личность формируется путём последовательного прохождения этих стадий. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисом, который возникает как следствие достижения определённого уровня зрелости.
На каждом этапе человек должен решить специфическую задачу развития. Успешность прохождения этапов определяется в зависимости от того, какие новообразования появляются – положительные или отрицательные.