I. Первая группа теорий – детерминистские теории.
1) Периферическая теория Джеймса-Ланге: возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных двигательных актов. Ощущения, связанные с этими изменениями, - эмоциональные переживания.
Формула: мы печальны, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся, потому что смеёмся.
Раздражитель физиологической реакции -> нервный импульс от них в ЦНС -> эмоция.
Органические изменения по данной теории – первая причина эмоций. Теория стала образцом для большого количества альтернативных теорий, которые отличаются только тем, какой физиологический процесс берётся за основу, - Кеннон-Бард. Кеннон обнаружил, что
а) физиологические изменения при разных эмоциональных переживаниях практически одинаковы;
б) они развиваются медленнее психических;
в) искусственно вызванные физиологические сдвиги не вызывают эмоций;
г) при недопущении физиологических сдвигов эмоции всё равно наблюдаются.
По Кеннону, эмоции являются психическим эффектом работы таламуса (?), который реагирует на естественные раздражители.
Формула: раздражение -> возбуждение таламуса -> эмоция -> физиологическая реакция.
Позднее Бард своими экспериментами подтвердил эту теорию. Заслуга: акцент исследования эмоций перенесён в, собственно, психологическую плоскость, тем самым произошёл поворот от преимущества физиологических взглядов на эмоциональные к учёту когнитивных факторов.
2) Когнитивные теории эмоций.
1. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
Диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается как дискомфорт -> человек стремится как можно скорее от него избавиться.
2. Когнитивно-физиологическая теория Шектора.
Показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносит память и мотивации. На возникшее эмоциональное состояние оказывает воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных потребностей. Классическим вариантом эксперимента теории выступает психологическая установка. Оказывается, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний во многом зависит и от того, как эту ситуацию одновременно переживают и другие люди. Эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку.
3. Теория Ричарда Лазаруса.
Отметил опосредующую роль психологических процессов возникновения стресса и когнитивных процессов оценки как стрессового стимула, так и ситуации в целом, а также процесс психологической защиты, предполагающей защитную обработку информации.
Для когнитивной теории важна взаимосвязь познавательных и физиологических потребностей. При этом допускается, как когнитивная интерпретация может базироваться на уже состоявшемся физиологическом изменении, так и физиологические изменения могут быть результатом психологического переживания.
II. Функциональная группа.
В начале XX века Клапаред перенёс акцент на обозначение функций эмоций. Именно он обозначил дезорганизующую функцию эмоций, т.е. функцию, в которой проявляется способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность человека.
Грот признал эмоции, как те психологические особенности, которые выполняют функцию оценки (1879-1880). В мотивационной теории эмоций рассматривается идея о том, что эмоции являются мотивами человеческого поведения.
Функциональное одиночество эмоций и потребностно-мотивационных процессов отстаивается в работах Липера. Он сформировал 7 основных положений теории:
1) Эмоция – целостное психическое образование, которое является осознавающим или неосознавающим.
2) Эмоции рассматриваются как мотивы.
3) 2 вида мотивов:
· Физиологические
· Эмоциональные
4) У человека наиболее важными являются мотивы эмоциональные.
5) Эмоциональные процессы могут рассматриваться как один из видов перцептивных процессов.
6) Из пятого пункта следует, что в ранние периоды жизни эмоциональные процессы становятся более разнообразными и индивидуализированными.
7) Эмоциональные процессы и привычки подвержены изменению под действием новых знаний.
Рубинштейн считал, что мотивация, открывающаяся субъекту в виде эмоционального явления, которая сигнализирует ему о значимости объекта, тем самым, побуждает к деятельности.
III. Первичные базовые эмоции (Плучек, Мак-Даугол, Изард).
Книга Мак-Даугола «Введение в социальную психологию» - расширение представления об инстинкте. Для него инстинкт подобен любому душевному процессу. Все основные первичные эмоции он сводит и связывает с основными инстинктами.
1. Инстинкт бегства и эмоция страха
2. Инстинкт отталкивания и эмоция отвращения
3. Инстинкт любопытства и эмоция удивления
4. Инстинкт драчливости и эмоция гнева
5. Инстинкт самоуничтожения и эмоция покорности
6. Инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления
7. Инстинкт родительский и эмоция нежности
Мак-Даугол не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов, но не находит для них первичных эмоций. Все связанные с ними переживания он относит к сложным и вторичным эмоциям. Он выделил 3 главных типа чувств:
1. Любовь
2. Ненависть
3. Уважение
+ теории Изарда и Плутчика
Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
Информационная теория эмоций неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности.