Описание развития разума в терминах диалектики

Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности, — но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д.

Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим сделать диалектику важнейшей частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.

Философия тождества

Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

20. Философия Фейербаха

«Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». Изучение теологии – увлечение гегелевской философией — сенсуализм в теории познания и антропологическая точка зрения в религии.

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Следовательно, он отрицает существование общих понятий и признаёт истинным единичное, конкретное. Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума.

Учение о теизме. Для него достоверность бытия – не только его доступность собственному чувству человека, но и его реальность для другого. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения.

Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.

Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

21. Марксистская философия: основные положения и выводы

Маркс и Энгельс создали марксистскую философию, главными идеями которой стали материалистическое понимание истории и материалистическая диалектика.

В капиталистическом обществе отчуждение труда (когда труд из функции возвышения человека переходит в функцию унижения человека, который становится рабом производства) занимает основное место, порождая все другие формы отчуждения: политическое, правовое, нравственное и т.д.

Отчуждение труда Маркс напрямую связывает с существованием частной собственности, без упразднения которой нельзя изменить условия существования человека и систему труда. Он выделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. Маркс подчиняет философию интересам революционного преобразования мира. Суть материалистического понимания истории –«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Основной вывод основоположников марксизма состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами.

22. Понимание истины и практики в марксистской философии

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико-материалистический подход к познанию и практике. Практика - чувственно-предметная, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим - на совершенствование самого человека.

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития. Категория практики для марксизма является исходной и определяющей.

Ленин, развивая высказывания Энгельса об истине, приходит к концепции истины, которая выглядит так:
* Любая истина объективна, то есть, независима от человека.

* Истина является относительной в том смысле, что знание постоянно развивается вместе с развитием практики и то, что вчера было истинным, сегодня перестало быть таковым.

* Истина является абсолютной в том смысле, что на данный момент времени, для данного состояния теории и практики, мы не можем знать больше, чем знаем и, следовательно, наличное знание можно считать абсолютным.

Истина есть диалектическое единство относительного и абсолютного моментов. Это ее свойство Ленин называет конкретностью истины.

23. Важнейшие представители русской философии

Митрополит Илларион дает философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни, ставит вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства.

Ломоносов. От него идет материалистическая традиция русской философии. Он создал основы «корпускулярной философии», согласно которой материя понимается состоящей из атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (молекулы), сочетание которых в разных комбинациях и количествах порождает все многообразие мира. Как и у многих западных просветителей, материализм Ломоносова был деистским, поскольку признавалось существование Бога как главного архитектора мира, который не вмешивается в дальнейший ход мировых событий, В понимании социальной жизни Ломоносов придерживался просветительских, гуманистических взглядов.

У истоков «западничества» стоял Чаадаев. Он был первым, кто заявил об отсталости России, причины которой усматривал во влиянии православия. В католической церкви, господствующей на Западе, он видел поборницу просвещения и свободы.

С обоснованием самобытного пути исторического развития России выступили лидеры славянофильства Хомяков и Киреевский. Они считали, что плоды цивилизации в Европе в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо оплачены потерей целостности человеческой личности. Однако они не отрицали ценности европейской культуры, но относились к Западу как к прошлому и противопоставляли ему истины и заветы православия, земельную общину.

Ф.М.Достоевский: идеал всечеловеческого братства глубоко укоренен в национальном самосознании русского народа и именно он является тем нравственным ориентиром, который объединяет и «западников», и славянофилов.

Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархо-социализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия.

Соловьев занимался проблемами нравственности и поисками путей единения людей. Центральная идея – идея положительного всеединства. Учение Соловьева о церкви называется софиологией.

24. Философские взгляды Соловьева

Не принимал эмпиризм и рационализм.

Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир видел подконтрольным Ему, человек же выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. Смысл жизни человека (движение к Абсолюту) – довести до совершенства природу (вплоть до одухотворения). Нравственная активность человека – любовь к другому человеку, к природе и к Богу.

Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом − суть одно и то же, отличие лишь в масштабе.

Духовность – стержень существования стабильного общества. Для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра.

Полагал, что должно произойти соединение божественного и человеческого, результатом чего станет возникновение новой общности – богочеловечества. Это высшая ступень эволюции мира - Божье царство на земле.

Теория цельного знания. Цельность знания - это такая характеристика и свойство человеческой души, которые отличают человека от всех других творений; это особое состояние, которое есть «сердце», любовь. Учение Соловьева о церкви называется софиологией.София понимается как женское, творческое начало мира и связывается с материнством, женственностью.

Русская идея - это признание социальной троицы, где церковь, государство и общество безусловно свободны и державны и находятся во внутренней связи с другими.

25. Эволюция взглядов Бердяева

Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах он охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую, индийскую философии, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству: единственный механизм творчества — свобода. Свобода определяет царство духа.

Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Но эта «темная» свобода преображается Божественной любовью.

Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

26. Западная философия 20 в.: важнейшие направления и идеи

Одна из влиятельных тенденций – иррационализм, утверждающий противоразумность, абсурдность всего существующего.

Описать и оправдать ощущение бессмысленности бытия лучше всего сумел экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель). Свой метод эта философия заимствовала у Эдмунда Гуссерля, а исходные идеи у Серена Кьеркегора.

Отправным пунктом экзистенциализма является категория «существование». Человеческое бытие, целиком поглощенное предметной или социальной средой, не есть подлинное бытие. Неподлинное существование есть бегство человека от самого себя, так как оно скрывает от человека его обреченность Единственное средство вырваться из сферы неподлинного бытия - это оказаться в пограничной ситуации (бытие перед лицом смерти).

Шелер и Плеснер создавали учение о человеке - философской антропологии. Философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека - его эмоции, инстинкты, влечения. Основная ее идея – создание «синтетической» концепции человека, которая объясняла бы и органические особенности человека, и его душевно-эмоциональную сферу, и познавательные способности, и культуру, и социальность.

С именем Фрейда связано основание психоанализа как философской концепции. Психоанализ ставит в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Бессознательное играет огромную роль в жизни человека и общества. В неофрейдизме (Фромм), внимание с подавленной сексуальности смещается на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами.

Гуссерль стремился создать учение о чистом, допредметном сознании и определить его особенности. Гуссерль считает, что сознание направлено на внешние предметы (интенциональное).

Необходимо различать чистое сознание и все, что находится вне его. Для того чтобы вскрыть природу чистого сознания, следует перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности.Сознание в чистом виде как бы конструирует мир, внося в него смыслы.

Таким образом, оказывается, что та реальность, с которой имеет дело человек, объясняется из актов сознания, а само сознание - из самого себя и выступает в виде потока переживаний, элементами которого являются феномены. Отсюда учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Понять феномен можно только при непосредственном вхождении в поток сознания. При этом происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом.

Все предметы состоят из чистого сознания. Сознание – потоки переживаний, состоящие из феноменов. Чтобы понять феномен, необходимо войти в поток сознания.

27. Основные представители и положения философии экзистенциализма

1927 год. Хайдеггер, Ясперс, Камю, Марсель.

Отправной пункт – категория «существование» (экзистенция). Существование - это внутреннее бытие человека, его сознание (страдающее, переживающее, озабоченное, смертное). Человеческое бытие не есть подлинное бытие. Неподлинное существование есть бегство человека от самого себя, так как оно скрывает от человека его обреченность. Единственное средство вырваться из сферы неподлинного бытия - это оказаться в пограничной ситуации (бытие перед лицом смерти).

Экзистенциализм исходит из того, что с самого начала своего существования человек застает себя в мире, выбранном не им самим. Свобода человека есть выбор своего бытия. Свобода состоит в возможности выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Человек, как сознательное существо, может создавать себя только посредством своего свободного выбора. Свобода превращается в неотвратимый рок.

Неизбежным следствием выбора свободы становится конфликт каждого с каждым; другие люди будут адом для человека. Камю: бунт – право человека. В «Бунтующем человеке» он провозглашает: «Я бунтую, следовательно, существую». Бунт и свобода для Камю неразделимы.

28. Принципы гносеологии неопозитивизма – третьи позитивисты.

Акцент – логика, язык. Хотели выстроить стройную систему мира, основываясь на базовых принципах, они пытались построить картину мира. Они хотели формализовать язык науки и философии (мяч падает со скоростью 30 км/ч. Можно трактовать по-разному: как он падает, что это, какого он размера – такой язык содержит много неточностей). Язык математики – сухой. Рассел.

Людвиг Витгенштейн. Все, что находится в мире – отголоски нашего языка (границы познания ограничены границами языка).

Пытались из философии сделать четкую науку.

Рудольф Карнап – логик.

Физикализм – чем ближе наука к физике, тем лучше.

Верификация – суждение, чтобы быть принятым как истинное, должно опытно доказуемо.

Конвенционализм – утверждения науки – результат произвольного соглашения.

Рудольф Карнап, Бертран Рассел - основоположник философии логического анализа, Людвиг Витгенштейн - один из создателей аналитической философии.

Под общим названием неопозитивизма объединяются теории от логического позитивизма до философии лингвистического анализа и различных направлений аналитической философии.

Основное место – философские проблемы языка. Предметом своего рассмотрения неопозитивизм делает формы языка и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом классические проблемы философии, обозначаемые неопозитивизмом как «метафизика», объявляются лишенными смысла с точки зрения логических норм языка. По мнению неопозитивистов, задача философии состоит в том, чтобы делать анализ науки с точки зрения логики и синтаксиса. Философия фактически сводится к логико-семантическому описанию результатов науки. В связи с этим неопозитивизм утверждает, что философия - это не теория, а аналитическая деятельность.

Основное содержание неопозитивизма определяет принцип верификации:истинность знания устанавливается на основе сопоставления предложений с фактами чувственного опыта субъекта. Предложения, не поддающиеся чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла.

Принципом конвенционализма: некоторые определенные утверждения науки являются результатом произвольного соглашения.

Физикализм- стремление к объединению всех наук на основе универсального языка, в роли которого неопозитивисты надеялись увидеть язык математической физики. Таким образом, они возрождали идею универсальной науки и заранее приписывали ей черты некоторой вполне законченной и ограниченной системы знания.

29. Философские проблемы бытия

Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы.

Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория — субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразия вещей, существующее через них и посредством их.

Субстанцией признавали то материальное (чувственно воспринимаемая материя), то — идеальное (чистое существование (Абсолют, Логос, Бог) и причастные ему сущности). Плюрализм в философском смысле означает признание множества субстанций.

Дуализм исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая — идеальная. Учения, признающие одну субстанцию, называются монистическими.

Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать»,становятся предметом сомнений. Природа и социальная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

Категория бытие связана с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытие объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Формы Бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком,

2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие)

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

Реальное Бытие, т. е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие, вещь сама по себе, «действительное».

Кажущееся Бытие, т. е. такое бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином феноменальное бытие «иллюзорное», или просто «явление».

30. Проблема единства мира: основные концепции

В античности был поставлен вопрос о единстве мира (Фалес, Демокрит). Сначала был монизм – признание единого начала (либо дух, либо материя), затем появился дуализм (два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух) – Декарт.

Открытия. Развитие.

Существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.

В структуру бытия была введена категория "наблюдатель". От характеристик наблюдателя (движется он или покоится, какова его масса, заряд и т.д.) зависят характеристики наблюдаемого объекта. Эта концепция, возникшая как реакция на создание Теории относительности и Квантовой механики, не могла проявить себя и в других сферах философского знания.

Все большее распространение получает в философском знании замена вопроса: «что такое мир», на вопрос "каким мы этот мир представляем". Популярная идея "социального конструирования реальности": категории Бытия зависят от убеждений людей, воспринимающих мир. То, что считается истинным подавляющим большинством, становится истинным по своим последствиям.

М. Хайдеггер (он экзистенционалист): существуют три разновидности Бытия.

Первая форма (Бытие) – форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между Бытием и Небытием.

Вторая: здесь-бытие – характеристики бытия предметов, которые нельзя понять, но можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).

Третья: Man (человеческое Бытие) - сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создает аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов Бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести - масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены.

31. Философские категории материя и движение

Суть философского понимания материи состоит в объективности её существования.

Понятие материи служит для обозначения объективной реальности как целого. Однако материя существует не в виде сплошной однородной массы, а виде расчлененного целого, части которого, находясь в универсальной взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя лишь часть материи, не обладают теми свойствами, которые присущи материи. Так, если материя вечна и бесконечна, то материальное образование не является вечным и занимает ограниченное место в пространстве.

Виды материи: вещество и поле.

Весь материальный мир делится на три системы: неживая природа, живая природа и общество. В неживой природе выделяются ядерный, атомный, молекулярный уровни, космический уровень, охватывающий звезды, планеты. Живая природа представлена такими уровнями, как молекулярный и клеточный, уровни микроорганизмов, тканей и органов, организмов, видов и популяций, всей биосферы, т.е. области распространения жизни на Земле. Общество имеет следующие уровни: индивид, семья, коллектив, социальные группы; племена, расы, национальности, нации; государство, союзы государств, общество в целом.

Диалектическим материализмом было дано определение движения как любые изменения, которые происходят в объективной действительности.

Материалистическая философия утверждает, что движение есть способ существования материи. Движение есть единство абсолютного (движение абсолютно как существенное свойство материи) и относительного (относительно другой вещи). Покой есть движение в равновесии.

Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

32. Философские проблемы пространства и времени

Философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину, называется пространством.

Философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последовательность событий реальной действительности, называется временем.

В истории философской мысли сложились две тенденция в истолковании пространства и времени. Одни мыслители понимали пространство и время как самостоятельные, объективные, не зависимые от вещественного начала бытия, другие - как неотъемлемые внутренние аспекты материи, как всеобщие формы существования всех предметов, явлений, процессов. Эти тенденции оформились в виде так называемых субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.

Современная наука подтвердила реляционную (relatio - отношение) концепцию пространства и времени.

Наши рекомендации