Происхождение «эго» в теории З. Фрейда.
Собственно, Ид – это примитивные врожденные инстинкты и побуждения личности, оно полностью неосознаваемо, не имеет законов и не поддается контролю. При этом Ид является ключевой и основной структурой на протяжении всей жизни человека. Принцип работы Ид – немедленная разрядка потребности, принцип удовольствия. Как правило, это биологические побуждения, как половые или агрессивные (которые Фрейд считал важнейшими двигателями поведения личности). Если эти потребности не находят разрядки, они создают внутреннее напряжение и конфликты, что сильно сказывается на функционировании человека. Ид считается иррациональной структурой, действующей несмотря на запреты общества и даже вопреки базовым инстинктам (например, самосохранения). Благодаря этой структуре у человека формируется образ предмета, удовлетворяющего актуализировавшуюся потребность. При этом полностью игнорируются условия окружающей среды. Главная задача ребенка здесь – научиться отсрочивать удовлетворение потребности, согласуя свои желания с желаниями других. Именно после этого начинает формироваться вторая структура, Эго.
Эго, как структура ответственная за принятие решений, направлена на удовлетворение потребностей Ид в соответствии с ограничениями и правилами общества. То есть Эго помогает ограничивать потребности Ид, а также эффективно взаимодействовать в социуме. Для этого оно использует перцептивные и когнитивные стратегии, помогая личности анализировать события, рассуждать, воспринимать или принимать решения. Я действует по принципу реальности, то есть помогает отсрочить удовлетворение потребности до момента, когда для того будет возможность, в противном случае разрядка напряжения достигается путем поиска подходящих условий или поиска нового предмета удовлетворения.
Суперэго позволяет личности эффективно взаимодействовать с другими, создает систему норм и правил, ценностей, а дальше сопоставляет ее с принятыми в обществе. Это носит название процесса социализации, то есть личность постепенно перенимает общественные нормы. Человек рожается также и без суперэго, оно обретается через взаимодействие со значимыми другими. То есть благодаря родителям и учителям ребенок постепенно учится различать плохое и хорошее, а также понимает ценности общества. Согласно теории Фрейда, Суперэго подразделяется на совесть (приобретается через систему наказаний и моральных запретов за неверное поведение, что предполагает образования чувства вины) и Я-идеал (основан на системе поощрений, когда поведение одобряется и ценится, что позволяет обрести чувство гордости и самоуважения). Предполагается, что формирование суперэго завершается при появлении самоконтроля, который, однако, не связан с принципом реальности. Эта структура тормозит импульсивные порывы Ид, направляя его к абсолютному идеалу.
Развитие мальчика после осознания своей половой принадлежности начинается с комплекса Эдипа. Мальчик осуществляет катексис либидо к матери, она становится объектом его сексуальных влечений. Он любит мать, желает инцеста с ней. Отца ребенок начинает воспринимать как соперника, ревнует мать к нему. Мальчик испытывает амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны, ненависть и желания устранить его, с другой стороны - любовь к нему. Девочка также переживает аналогичный комплекс, но обратный, любовь к отцу и ненависть к матери, который носит название комплекса Электры. Она переживает его после комплекса кастрации. Разрешение Эдиповой ситуации является важным моментом для формирования в психике одной из центральных структур. Это ЭГО или «Я».
Начинается формирование ЭГО в фазу аутичности, когда принципу получения удовольствия противостоит принцип реальности. Завершается формирование ЭГО в период разрешения комплекса Эдипа. Либидо катетектированное на мать наталкивается на нравственный запрет, запрет на инцест. Либидозное влечение не удовлетворяется, что сопровождается переживанием гаммы чувств, фрустрацией. При этом либидо совершает операцию антикатексиса. ЭГО как структура, которая находится в контакте с внешним миром и руководствуется принципом реальности, понимает всю неестественность желания ребенка по удовлетворению сексуального влечения посредством матери. И ЭГО предлагает различные способы приложения либидо. ЭГО выдвигает в качестве объекта либидозного влечения себя, либидо переходит на ЭГО. Формируется «Я-либидо». ««Я-либидо» в противоположность объект-либидо, мы называем нарцистическим либидо». Ребенок начинает любить сам себя, переживает комплекс нарцисса и вступает в фазу вторичного аутоэротизма. Объектом привязанности либидо становится он сам. Эта фаза аутоэротизма продолжается весь латентный период до начала генитальной фазы. Пока ребенок в период пубертатного развития не начнет искать другие объекты привязанности либидо.
С развитием комплекса нарцисса завершается формирование ЭГО как одной из структурных составляющих психики. Как мы уже отмечали выше, переживание комплексов в фаллическую фазу является основополагающим моментом становления человеческого существа. Следует подчеркнуть роль либидозного влечения в формировании ЭГО. Все периоды развития ЭГО ребенка обусловлены именно наличием этого влечения. И период первичного аутоэротизма, и период переживания ситуация Эдипа, а также период вторичного аутоэротизма с переживанием комплекса нарцисса, все они обусловлены существованием у индивида либидозного влечения и процессом его катетектирования, помещением его на тот или иной объект. Именно либидозное влечение является движущей силой тех процессов, которые происходят с психикой ребенка с точки зрения формирования ЭГО.