Категория бытия в философии. Основные виды бытия.
Самая читаемая книга в мире – Библия – начинается с 5 книг Моисеевых, первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился задолго до появления философии. Но начинается философия с того же – с проблемы бытия (онтологии). Это свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом. Философия занялась этими вопросами в то время, когда она была почти единственной формой теоретического знания.
Сегодня мощный комплекс естественных наук может детально расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее структуру, эволюцию. Но философия не утратила интерес к этим проблемам. Это связано с тем, что построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (сотворение – самоорганизация, материальность – идеальность). Этим наличный человеческий опыт не занимается, этим занимается философия. К тому же в философии бытие мира и бытие человека сопрягаются, помогая уяснить смысл мироздания.
Проблема бытия – центральная, самая горячая, самая дискуссионная, животрепещущая проблема на протяжении всей истории философии. Данной проблеме посвящен раздел философии, именуемый онтологией (учение о бытии). В самом широком смысле бытие – это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – все, что существует – это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Сюда относятся сказки, мифы как духовная реальность. Бытие охватывает и материальное, и идеальное. Бытие – это нечто реально сущее.
Проблема первоначала мира рассматривалась с античности. У Фалеса это вода, Анаксимена – воздух, Анаксимандра – безграничное первовещество «апейрон», Гераклита – вечный живой огонь; у Эмпедокла – 4 стихии; у Парменида – истинное бытие – мир единого и неподвижного, открытого чистому мышлению; у Демокрита – это мельчайшие неделимые атомы.
Во времена средневековой философии источник бытия – Бог. Новое время принесло новую метафизику: Декарт постулирует существование 2 субстанций (мышления и протяжения) как первоосновы сущего. Спиноза удовлетворяется одной, единственной субстанцией, содержащей мышление и протяжение в качестве атрибутов. Лейбниц провозглашает бесконечную множественность субстанциальных основ мира – монад, каждая из которых отражает в себе мировой порядок. Т.е. в философии Нового времени представлены все три формально возможные модели бытия: монизм, дуализм и плюрализм.
У Гегеля источник бытия – мировой разум. В феноменологии, экзистенциализме, постмодерне бытие пытаются привязать к феномену сознания (быть = мыслить о бытии). Философы жизни объясняют бытие как бесконечный, хаотичный, иррациональный поток.
Видов бытия много: материальное (физическое, химическое, биологическое), идеальное, социальное, духовное (психическое); ноуменальное - бытие, которое реально существует независимо от сознания субъекта; феноменальное – бытие, каким его видит познающий субъект (или просто: природное, социальное и духовное).
29. Философское понимание единства мира. Категория материи.
Слово мир имеет много значений, явл-ся ключевым в естеств-ной науке.Данное понятие применяется для объединения отдельных частей вселенной, т.ж. для обозначения процессов и явлений. «Мир» характеризует некоторую совокупность предметов. Слово мир имеет понятие антиности. В ранней Греч-кой Ф. у Героклида противоположным понятием выступает «никус». В наст.время понятие мир используется в смысле универсума. Универсум – это предельно широкий класс предметов, вещей, который не входит в состав др-гу класса. Мир является упорядоченным целым, оно противостоит понятию хаос. Мир явл-ся внутренне развлеченной, расчленноной расчлененной целостностью. Вопрос о том почему мир есть имеет много ответов: -существование надмировавой инстанции; -процесс самоорганизации; -мир существует благодаря своему единству, многообразие не сущ-ло бы без внутренней соотносимости частей. В современной науке говорится о энторопии и неготропии. Ф. не останавливается только на постулировании единства, а стремится к пониманию категорий представить общую картину единства. При этом считается, что единство существует в мире, явл. Первичным, а единство сознания явл. Вторичным феноменом. Единство мира лишь на первый взгляд кажется нечто очевидным, в действит-сти это сложное событие. Плюрализм- одна из позиций. Единство мира существует благодаря универсальному взаимодействию, именно он дает возможность понять причину эволюции и развития мира. Категория материи- имеет важное значение среди др.категорий. В материалистической традиции татер-кая категория была основной в создании мира из материи, которая сама создана. В антич.Ф. считается, что материя является несотворимой, т.е. предсуществующей. У греч-ких натурфилософов данной категории не было, но они сумели перейти от многообразия явлений к первооснове. Концепция атомизма. Дискретная картина мира объединяла все процессы взаимодействия всех дискретных частиц вещества. В середине 19 века начала разрабатываться концепция поля, она отличается непрерывностью. Поле- это значимая форма материи. Материя является бесконечной, безграничной Формой. Материя задает упорядоченную систему организации явл-ся: системой неживой природы; живой природой, специально-организованная система.