Вопрос 1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия

Первичным, исходным понятием онтологии является «бытие» как самая общая, абстрактная, бессодержательная категория, охватывающая всё существующее. Обычно под бытием понимается весь мир, вся действительность – как материальная, так и идеальная. Однако нередко термин «бытие» используется в более узком смысле – как синоним материальной реальности.

На наш взгляд, существуют два основных пути познания бытия. Первый можно назвать аналитическим. Он связан с разложением бытия на отдельные формы. Второй путь – диалектический – связан с прояснением диалектики (взаимоотношения, взаимодействия) бытия и не-бытия.

Впервые в философии проблема бытия была поставлена в раннегреческой философии – в школе элеатов, а именно у Парменида (515 – 445 до н.э.). Парменид реализовал оба пути познания бытия. С одной стороны, он рассмотрел взаимоотношения бытия и не-бытия, и вполне логично пришел к выводу, что бытие есть, а не-бытия нет, ибо как может быть то, чего нет по определению. С другой стороны, Парменид впервые выделяет две формы бытия, причем одно считает истинным, высшим, совершенным – таково умопостигаемое бытие, мир мысли. А другое, напротив, оценивает как иллюзорное, второсортное, низшее – это чувственно-воспринимаемое бытие.

По сути, Парменид заложил основную матрицу трактовки проблемы бытия, связанную с принципами дихотомии (деление бытия на две формы) и иерархии (одно бытие трактуется как высшее, а другое – как низшее). Вслед за Парменидом, вопрос о формах бытия в истории философии чаще всего решался на основе принципов дихотомии и иерархии. Для наглядности можно построить таблицу, отражающую некоторые, наиболее показательные и влиятельные, варианты решения проблемы форм бытия.

  Высшее бытие Низшее бытие
Парменид Умопостигаемое Чувственно-воспринимаемое
Демокрит Атомы Пустота
Платон Мир идей Мир вещей
Средневековая философия (Августин) Божественное бытие Тварное бытие (мир природы и человека)
Р. Декарт Мыслящая субстанция Протяженная субстанция
И. Кант Мир «вещей в себе» (мир ноуменов, мир свободы) Мир «явлений» (мир феноменов, мир необходимости)
Г. Гегель Абсолютная идея Инобытие абсолютной идеи (мир природы, культуры)
К. Маркс Общественное бытие (материальное), экономический базис Общественное сознание (идеальное), политико-юридическая надстройка
Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр) Экзистенциальное (субъективно-переживаемое) Реальное (внешне-объективное)
Н.А. Бердяев Мир духа (свобода, сознание, творчество) Мир объективации (природа, материальная культура)

Практически у всех вышеназванных мыслителей идеальное бытие трактуется как первичное, вечное, более совершенное, чем низшее. Некоторым исключением представляется марксизм, где в качестве высшей реальности берется не нечто духовное, а, напротив, материальное – будь то сама материя или материальные производственные отношения, экономический базис.

К числу основных форм бытия, изучаемых современной философией, можно отнести следующие:

1. Материально-природное бытие – мир живой и неживой материи.

2. Социально-культурное бытие – все богатство общественных явлений.

Наши рекомендации