Предмет философии. Структура философского знания.
Слово философия древнегреч.- любовь к мудрости. Ф.- древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Начиная с античных времен (в Европе с 7-6 вв. до н.э.) философия как учение о бытии и условиях его познания становится одним из видов проф-ной деят-сти людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество,- философов. Немецкий мыслитель И.Кант (1724-1804) назвал Ф. естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий человек не может не задумываться над вечными вопросами «зачем я живу? Что мне делать? На что я могу надеяться? Есть ли судьба? Полностью ли я волен в своих поступках и решениях?» 1) это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; 2)фил-кие вопросы (и это же отличие их от проблем науки) имеют особую ценностную, или осмысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен: каждая эпоха в соотв-ии с достигнутым ею уровнем соц-но-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм матер-ного и духовного произ-ва, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому ставит и по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и историч-кой деят-сти. Каждая эпоха, каждый общ-ный класс вырабатывают свою систему соц-ных императивов и ценностей, по-своему осмысливают границы и перспективы своих возможностей. Вопросы Философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым и более высоким уровнем общ-ных отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. Ученый ищет ответы на вопросы: что? Как? Почему? Философ – гл.образом на др.вопросы: зачем? Во имя чего? Во имя каких высших ценностей и идеалов? По хар-ру своих вопросов (а главный из них – это вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) фил-я близка к религии. И фил-кие, и религиозные учения ставят в конечном счете перед собой цель: вынести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решить для себя сам. Если научная истина имеет для всех всеобщий хар-р, истина фил-кая, заключающая в себе опред-ный ценностный момент и императив поведения, предназначена для «индив-ного пользования». Но религия не теоретизирет, в основе ее учения лежит вера, тогда как фил-я рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказ-ва выдвигаемых положений и выводов. По выражению англ.философа Рассела, философия- это Линейная земля, расположенная между наукой и религией: с наукой ее роднит стремление к достоверному, доказательному знанию, с религией – выход за строго очерченные границы обычно понимаемого опыта. Ф. объединяет в себе 2 основных способа освоения мира человеком: научно-теоритеческий и практически-духовный. Первый предполагает познание обекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй- это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. В духовном мире человека фил-кие воззрения переплавляются в убеждения и не м.б. поэтому припривнесены в головы людей чисто книжным путем. Они воспринимаются не только головой, т.е.доводами разума, но и сердцем- только тогда человек готов принять их как собственную жизненную программу и действия, только тогда он готов отстаивать их до конца. Интернационализации, глобализация общ-ной жизни в 19-20-х веках значительно сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл истроческого опыта. Но и в наше время судьба фил-ких идей зависит от многих явлений жизни (стереотипов массового сознания, нац-ной психологии, особенностей языка и культуры и т.п.).
Структура Ф. Классическая фил-кая лит-ра свидетельствует о большом жанровом разнообразии фил-ких произв-ний, как о многообразии лит-ных вкусов и предпочтений их авторов – от строгих теоретич-х трактатов (Аристотель, Кант, ВИтгенштейн) до худ-ных эссе (Монтель, паскаль, Ницше) и даже пьес и романов (Ибсен, Достоевский, Сартр). По содержанию же уже с древнейших времен философы выстраивали определенную структуру, последлвательность в выдвижении и исследовании мировоззренческих идей. Так Эпикур (4-3 вв. до н.э.) вычислял три части фил-кого знания: физику, логику и этику. Этика расс-лась как высшая, завершающая часть фил-кого мудрствования, ибо она, опираясь на знание природы и законы мышления, учила человека мудро жить, а это и есть высшая цель Ф. Наследуя идеи античности, философы нового времени стали различать Ф. теоретическую (учение о законах бытия и познания) и практич-кую (этика, полит-кое и правовое учения). Теоритич-кая Ф. составляет фундамент фил-кого знания, получающего свое завершение в сфере «практики», или высших регулятивов личной и общ-ной жизни человека. Структура Ф. предполагает не только обоснование кол-ва фил-ких дисциплин, но и их последовательность, соподчиненность. Свои варианты всеохватывающих фил-ких систем предложили великие немецкие философы – Кант и Гегель. Система критической философии Канта очерчена его тремя главными произв-ями (тремя «критиками»): критикой чистого разума, критика практического разума и критикой способности суждения. Каждая из них посвящена исследованию 1 из 3 способностей челов-кого духа: гносеологии- способности познания; этика- способности желания; чувства прекрасного и возвышенного- способности к чувству эстетического удовольствия. Переставить, поменять местами эти 3 части фил-кого знания также нельзя, как нельзя поменять этажи здания. Гегель поставил перед собой задачу охватить, осмыслить все грани природной и духовной реальности. Его три части выражают триаду диалектического развития: абсолютную идею в ее чистом, доприродном состоянии; абсолютную идею, воплощенной в природе и абсолютную идею, воплощенной в духе (в образовании культуры). Принцип триады сохраняется у гегеля и дальше дробя гегелевские категории не в произвольном, а в трого последовательном, историческом порядке. Современная структура фил-кого знания отражает общее состояние исследоват-кой мысли в области этой древнейшей формы культуры и то особое положение, котрое в наше время занимает Ф. в жизни общ-ва, в системе гуманитарного образования в целом. К н.20в. уже сложились или находятся в процессе своего формирования такие элементы и аспекты фил-кого знания, как онтология, гносеология (теория познания), эпистемология (теория научного познания), диалектика, методология, соц-ная Ф. (философия истории), этика, эстетика, аксиология, фил-кая антропология, Ф. науки, Ф. техники, Ф. культуры, ф. религии- круг фил-ких дисциплин м.б. и расширен. Особо следуетсказать об истории Ф., которая составляет центральный «нерв» любого фил-кого исследования, выступая как взгляд Ф. на саму себя (фил-кое самосознание).
Основные функции философии.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего – это мировоззренческая функция, способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, – это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке. Методологическая функция, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Следует выделить и прогностическую функцию философии, заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. 3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности; 4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; 5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-начала ХХвв. и др.) Критическая функция философии-распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества. При этом следует помнить, что в общ-ной жизни соц-ные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить соц-ный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации чел-кого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. 6. С соц-ной функцией тесно связана воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда чел-кое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор. Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. Методы философии: · Диалектика – это метод фил-кого исследования, при котором вещи, явления рассм-тся критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. · Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассм-тся обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).