Тема 4. Модели производства речи
В самом общем виде процесс производства речи заключается в том, что говорящий определенным образом по определенным правилам переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка. Таким образом, теории и модели производства речи часто называют теориями перехода от мысли к речи.
Исследователи, примыкавшие к Вюрцбургской школе, понимали процесс формирования высказывания как воплощение мысли в развернутую речь, а процесс понимания – как процесс перехода от развернутой речи к мысли. Сама исходная мысль понималась ими как неоформленная интенция, не опирающаяся на наглядные образы, не имеющая никакого речевого оформления, как чистый духовный акт, а превращение мысли в речевое сообщение принималось как процесс воплощения готовой духовной мысли в столь же готовую оболочку грамматически построенной речи.
Понадобилось несколько десятилетий для того, чтобы наука изменила это положение и показала большее богатство превращения мысли в речь, и наоборот. Основной вклад в психологический анализ процесса формирования высказывания был сделан в начале XX века и, в основном, связан с именем Л.С. Выготского.
Идеи Л.С. Выготского, касающиеся процесса перехода мысли в развернутое речевое высказывание и, наоборот, перехода речевого высказывания в мысль, изложены в его работе «Мышление и речь» (1934). Для психологов, примыкавших к Вюрцбургской школе, «мысль» была неким духовным актом, не опиравшимся ни на образы, ни на речь. Предполагалось, что мысль совершенно готова до всякого высказывания и «воплощается» в слово принципиально таким же образом, как на готовое тело надевается платье. Ничего похожего на такой процесс «воплощения» мысли в слово мы не видим у Выготского. Он как раз отрицает допущение о совершенно готовой мысли. Выготский говорил о том, что мысль невоплощаетсяв слове, а совершается в слове.
Идеи Выготского развивал А.Р.Лурия, который занимался проблемой функционирования высших психофизиологических механизмов при локальных поражениях мозга. В модели Лурии центральной проблемой формирования высказывания является проблема перехода смысла в значение. Предполагается, что формирование речевого высказывания проходит ряд этапов:
1.Этап первичной «семантической записи» или исходной схемы.
2.Этап внутренней речи.
3.Формирование развернутого речевого высказывания.
А.А. Леонтьевиспользовал теоретическую концепцию деятельности для объяснения процесса производства речи. Леонтьев предлагает следующую теорию порождения речи. Этапы: 1. Внутреннее программирование высказывания. Внутренняя программа соответствует ядру будущего высказывания. В основе внутреннего программирования лежит образ, имеющий личностный смысл. 2. Грамматико-семантическая реализация. На этом этапе имеется ряд подэтапов: а) тектограмматический (перевод на объективный код); б) фенограмматический (линейное распределение кодовых едениц); в) синтаксическое прогнозирование (приписывание элементам грамматических характеристик); г) синтаксический контроль (соотнесение прогноза с ситуацией). 3. Моторное программирование. 4. Реализация речи. На каждом этапе порождения речи действует механизм контроля за ее осуществлением.
Модель Вилема Левелта.По мнению Левелта, процесс производства речи включает в себя намерение, отбор информации, упорядочивание информации и увязывание информации со сказанным ранее.Эти ментальные процессы Левелт назвал концептуализацией.Система, которая позволяет это реализовывать, называется концептуализатором.Продуктом концептуализатора являетсядоречевое сообщение.Следующим компонентом после концептуализатора являетсяформулировщик.В качестве основной информации формулировщик использует доречевое сообщение, а продуктом является фонетический (или артикуляторный) план. То есть формулировщик преобразует некоторую концептуальную структуру в языковую. Сначала происходит кодирование грамматического сообщения, а затем – фонетического. Левелт вводит понятие «лемма».Это нефонологическая часть слова. Так называемый артикулятор извлекает фонологические формы для лемм, и говорящий строит артикуляторный план высказывания. Продуктом артикуляции является внешняя речь. Модель Левелта также предполагает, что говорящий одновременно является и своим слушателем.
В 1963 году Дж. Миллером и Н. Хомским была предложена стохастическая модель производства речи. Авторы исходили из того, что язык может быть описан, как конечное число состояний. Они считали, что речь можно описывать как последовательность элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов. К примеру, утверждалось, что «каждый пятый элемент имеет вероятность появления, зависимую от появления четырех предшествующих элементов». Это была попытка описать последовательность языковых элементов с помощью статистических процедур. Однако, согласно этой теории, для того, чтобы обучиться производить речь последовательно (слева направо) ребенок должен прослушать огромное количество предложений (2 в степени 100) на родном языке, прежде сам сможет производить высказывания. Критики этой теории отмечали, что для этого не хватит и 10 жизней.
Восприятие речи.
Восприятие речи представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие и понимание грамматической формы организации речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения. Уровневость восприятия отражает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений. Процесс восприятия речи включает в себя рецепцию видимых (графический образ) или слышимых элементов языка (слуховой образ) и формирование представлений об их значении. Восприятие речи разворачивается на двух уровнях: 1) собственно восприятие и 2) понимание речи. Понимание – это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемой речью. В ходе понимания реципиент устанавливает между словами смысловые связи. В результате осмысления слушатель может прийти к пониманию или к непониманию смыслового содержания высказывания. Важно отметить, что само понимание психологически характеризуется разной глубиной. Выделим 3 уровня понимания:
1. Начальный уровень свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания, то есть того, о чем идет речь. Находящийся на данном уровне понимания слушатель может только сказать, о чем говорили, но не может воспроизвести содержание сказанного. Смысловое содержание служит как бы фоном, на котором реципиент может определить основной предмет высказывания.
2. На втором уровне слушатель понимает не только то, о чем говорили, но и что было сказано. Реципиент понимает весь ход изложения мысли говорящего, отслеживает развитие мысли
3. На высшем уровне реципиент понимает не только то, о чем и что говорилось, но и зачем этого говорилось. Слушающий понимает мотивы, побуждающие говорить именно так, а не иначе, понимает внутреннюю логику высказываний.