А.А. Леонтьев критически рассмотрел существовавшие модели производства речи и использовал

теоретическую концепцию деятельности как общего понятия и теорию речевой деятельности в частности, опираясь при этом и на идеи Л.С. Выготского, и на идеи А.Р. Лурии. Он утверждает,что процесс производства речи необходимо рассматривать как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности.

А.А. Леонтьев предлагает следующую теорию порождения речи. Первым этапом производства является внутреннее программирование высказывания. Внутренняя программа соответствует содержательному ядру будущего высказывания. Представляя собой иерархию пропозиций, она связана с его предикативностью итемо-рематическимчленением ситуации. В основе внутреннего программирования лежит образ, имеющий личностный смысл. С единицами программирования производятся операции включения, перечисления и сочленения.

На этапе грамматико-семантическойреализации выделяется ряд подэтапов:

—тектограмматический(перевод на объективный код),

—фенограмматический(линейное распределение кодовых единиц),

—синтаксическое прогнозирование(приписывание элементам грамматических характеристик),

—синтаксический контроль(соотнесение прогноза с ситуацией).

Вслед за внутренним семантико-грамматическимпрограммированием высказывания происходит его моторное программирование. Затем осуществляется выход речи— реализация.

На каждом этапе порождения речи действует механизм контроля за её осуществлением.

Модель Левелта

Достаточно общепринятой в современной психолингвистике является модель производства речи, предложенная в1989 г. Вилемом Левелтом(Levelt).

Процесс производства речи включает, по его мнению, намерение, отбор информации, которая должна быть выражена, упорядочение информации, увязывание со сказанным ранее. Эти ментальные

процессы Левелт называет концептуализацией, а систему, которая позволяет это реализовывать, —концептуализатором. Продуктом концептуализации является доречевое сообщение(preverbal message).

Для производства сообщения говорящий должен иметь доступ к нескольким типам информации.Во- первых, это процедурное знание(типа«если → то»). Во-вторых, это декларативное знание(типа«что содержит что»). В-третьих, ситуационное знание— информацию о наличной ситуации, о собеседниках и об окружении, в контексте которого происходит говорение. Помимо этого, говорящий должен следить за тем, что он сам и другие говорящие сказали в ходе взаимодействия.

Следующим компонентом после концептуализатора является так называемый формулировщик. В качестве основной информации формулировщик использует доречевое сообщение, а в качестве результата выдаёт фонетический или артикуляторный план. Иными словами, формулировщик переводит некоторую концептуальную структуру в некоторую языковую структуру. Сначала происходит грамматическое кодирование сообщения, затем— фонологическое кодирование.

Говоря об этом, Левелт вводит понятие леммы, под которой он понимает нефонологическую часть лексической информации слова. В лемму входит всё, кроме фонологического аспекта слова— концептуальная информация и морфосинтаксические характеристики. Посредством процесса

грамматического кодирования говорящий извлекает нужные леммы и располагает их в правильном порядке. Важно, что грамматическое кодирование, согласно Левелту, предполагает выбор подходящих лексических понятий и составление синтаксического каркаса. Всё это подготавливает формирование поверхностной структуры.

На следующем этапе производства речи происходит извлечение фонологических форм для лемм и говорящий строит артикуляторный план высказывания. Это осуществляется с помощью так называемого артикулятора. Этот компонент механизма производства речи извлекает последовательные блоки внутренней речи из артикуляторного буфера и передаёт их на исполнение. Продуктом артикуляции является внешняя речь.

Модель В. Левелта предполагает также, что говорящий является своим собственным слушателем.Имеющаяся у говорящего система понимания речи включает в себя как понимание внешней речи,так и доступ к своей внутренней речи(мониторинг). Эта система позволяет представлять входящую речь в её фонологическом, морфологическом, синтаксическом и семантическом аспекте.

Таким образом, в самом общем виде процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка.

В целом же, многие теории и модели речепроизводства близки и, в сущности, больше дополняют и уточняют друг друга, чем противоречат друг другу.

Наши рекомендации