Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности
Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
внеурочная внеучебная деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного образовательного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
субъективные причины:
— оценка поведения другого как недопустимого
— низкий уровень социально-педагогической компетентности
— недостаточная психологическая устойчивость к стрессам, низкая конфликтоустойчивость
— низкая эмпатийность, т.е. способность к пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию
— неадекватность самооценки завышенная самооценка вызывает негативную реакцию окружающих, тогда как заниженная самооценка развивает тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности; иллюзия собственного благородства позволяет участнику конфликта чувствовать себя жертвой нападок злобного противника
— тип темперамента холерики относительно чаще склонны разрешать противоречия конфликтным способом, акцентуации характера чрезмерная выраженность отдельных черт характера у конкретного человека, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Соц.психологич причины:
— очень низкая удовлетворенность педагогов общественным признанием и финансовым положением
— стереотипы конфликтного разрешения противоречий в сфере образования
— потери и искажения информации в учебно-воспитательном процессе, недопонимание и неточное понимание друг друга субъектами образования отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств
— злоупотребление одномерностью общения только коммуникации
— конкурентность в образовании, особенно поддерживаемая и преувеличенно развиваемая педагогом
— психологическая несовместимость участников учебно-воспитательного процесса
— различия в способах и критериях оценки результатов образовательной деятельности
— естественное стремление всех людей к власти, в том числе и субъектов образования
— внутригрупповой фаворитизм, предпочтение членов своей группы представителям других групп
— естественный для всех людей различный подход к оценке событий окружающей действительности
— нарушение ролевого взаимодействия
— ограниченные способности человека к децентрации, т.е. умению поставить себя на место другого человека, понять его интересы, изменить собственную позицию в результате сопоставления ее с позициями других людей, что проявляется в частности в детском эгоцентризме.
Объективные
— сложное финансово-экономическое положение работников сферы образования
— недостаточное неадекватное технологическим достижениям
цивилизации материальное
Проблемы школьной адаптации
Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста:
Адаптация- это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития.
Причины, приводящие к проблемам адаптации:
Ø Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая
мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).
Ø Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.
Ø Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.
Уход от деятельности:
Ø Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
Ø Также адаптация будущего первоклассника зависит во многом от личности самого ребенка
Неуспешный школьный старт приводит к нарушению настроения, снижению самооценки, и даже к ухудшению здоровья ребенка. Он становится раздражительным (или вялым, безучастным), плохо спит, отказывается от еды.
Детская дезадаптация:
1. Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию,
2. вызванное самыми разными причинами:
3. просчеты воспитания;
4. особенности характера и темперамента;
5. личностные характеристики.
6. Как помочь:Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
7. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).
8. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.
Если вовремя не обратить внимания на затруднения детей и не оказать действенной помощи в период адаптации, проблемы в обучении будут все больше нарастать. Если оставить ребенка без родительского внимания и корректной профессиональной поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям, предъявляемым требованиям затягивается, его проявления приобретают стойкий негативный характер.
Ответственные за отсутствие проблем адаптации первоклассников: учитель и родтели.
Родители должны подготовить как морально так и физически своего ребенка к школе, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта и был на равнее по подготовленности с другими ребятами. Необходимо со стороны родителей в случае необходимости (если они не могут сами ,например) привлечь психолога. То есть заняться этой проблемой заблоговременно. Что касается учителя, он должен принять все меры, чтобы ребятам было интересно друг с другом, заинтересовать их учебным процессом, создать благоприятную психологическую атмосферу в классе, чтобы маленькому человечку хотелось идти учиться.
Также существуют проблемы адаптации детей при переходе в 5 класс. Есть проблемы и при переходе в 10. Это также является сложным периодом для детей. В 5 классаим приходится самим передвигаться по кабинетам, то есть быть более самостоятельными, общаться с разными педагогами. Мне кажется, чтобы избежать проблем данного вида адаптации необходимо отвлечь их от этой проблемы. В 10 же классе необходима работа школьного психолога, так как здесь часто решается судьба соединения классов. Роль родителей остается также не менее значительной.