Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.
Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности. Три главных элемента Я -концепции: Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе. Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы). При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).Формирование: Социализация, формирующая ранний опыт, закладывает основу знаний о себе.
«Зеркальное Я» Ч.Кули.нач 20в. Выступил с теорией формирования личности посредством соц взаимодействия. Образ Я является отражением того, как другие воспринимают данного индивида или того, как ему это представляется. (мы остроумны т.к. др смеются). Я в обществе. Д.Мид. 2 стадии: игровая (изображает пожарного – «принятие роли другого»), позднее уже учатся представлять, а не играть, способны предвидеть («значимые другие»). Оценка своих переживаний с точки зрения своего сообщества. 2 стороны человеческого Я: Я-сам (реагирует на отношения со стороны др людей) и Я-меня (осознает отношения со стороны др) эти 2 теории предполагают, что реакции людей на мнение о них осознаваемы!!
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции: Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Функции Я-концепции. (по Бернсу): функция мотивации, функция интерпретации нового опыта, формирует ожидания, способствует внутренней согласованности.
Неосознаваемое Я. Фрейд. По его мнению всегда будет конфликт между неосознаваемыми желаниями и соц требованиями. Компромисса между биол основой и обществом никогда не будет успешным. (оральный, анальный, фаллический периоды – фазы социализации, которые контролируются, => следует соц нормам). Сначала действетнеосозн Ид, затем Суперэго (сознание) контролирует, потом появляется Эго (рац Я), которое пытается уравновесить 2 силы. Формирование я антагонистично к требованиям др людей.
Я в постоянном развитии. Эриксон. 8 стадий, на каждой кризис идентичности. Теория стадий развития Я (формирование идентичности) – переход от детства к взрослости (особое значение придается юности).
Шибутани. Я-концепция – устойчивое, внутренне согласованное и внутренне непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе.
Механизмы формирования Я-концепции:
1.интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.
2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями формула Джемса: самоуважение =успех 3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена. Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:а) восприятия своих внутренних состояний б) наблюдения своего открытого поведения в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется 4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я.
Защитные механизмы – бессознательно используются Я инстанцией, чтобы воспрепятствовать вторжению инстинктов. Есть внутренний конфликт (Человек не хочет его признавать). Вытеснение – избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. (Первичное вытеснение – вообще не запоминает.Вторичное вытеснение – информация проникает в сознание, но перестает осознаваться) Подавление – человек старается не думать о том, что его может травмировать.Отрицание – материал воспринимается, но человек истолковывает иначе. Проекция– предписывание личностных характеристик или мотивов другим людям, в зависимости от собственных. Смещение.2 варианта: 1. Смещение объекта, человек по отношению к другому проявляет те чувства, которые испытывает к другому. 2. смещение влечения объект может быть тот же самый, но изменяется отношение. Регрессия – близка к смещению. Возврат к более ранней стадии развития. Может быть объекта и влечения. Идентификация– противоположна проекции. Человек принимает на себя качества, которые видит в другом человеке. Компенсация – человек ощущает в себе несовершенство, старается компенсировать это в других областях. Реактивное образование – если есть опасность возвращения вытесненного желания. Рационализация– дается обоснование не соответствующее реальности. Изоляция – человек отделяет эмоцию, от содержания, которое её вызвало. Отмена – механизм, когда человек совершает нечто, что не очень себе позволяет. Сублимация – аналог смещения влечения, энергия переводится в социально приемолимое русло.
Термин появился в связи с представлением о 2-сти природы человека. Человек как познающий субъект и познаваемый объект.
В. Джеймс впервые предложил термин Я концепция в 1890 году.
Личность человека содержит 2 аспекта
1.
Я концепция |
2. Я как объект состояший из 4ых аспектов
1 я духовное
2 я материальное
3. Я социальное
4. Я телесное
Все это образует для человека уникальный образ , совокупность представлений о самом себе, как о личности
Формула оценки себя как личности
Самоуважение = успех\притязание
Я концепция сущ-ет в сознании человека. Это динамическое представление о самом себе.
Возникает в процессе соц. Взаимодействия, как неизбежный и уникальный результат психического развития.
Бернс предлагал рассматривать Я концепцию как совокупность установок человека , направленного на самого себя.
Источники формирования самооценки и я концепции в целом это семья, референтная группа, сравнение я реального и я идельного. Метод сравнения я реального и идеального –методика Лири.
Функции я концепции
1. Внутренняя согласованность различной информации о самом себе
Роджерс говорил о конгруэнтности т.е. совпадение информации о самом себе с той инфой, которая поступает из вне.
2. Как интерпретация опыта определяет характер интерпретации переживаемого человеком опыта
3. Как совокупность ожиданий
Я концепция включает когнитивный компонент (образ я). Аффективный(самооценка) , поведенческий (саморегуляция)
Эти компоненты в 3х модальностях : я реальное, я социальное, я идеальное
Образ Я . это роли , статусы…
-физическое Я-границы тела и его восприятия
-социальное я роли с которыми человек себя идентифицирует
-возрастное Я. Ощущение себя человеком определенного возраста
-половая идентичность
-психологическое я., осознание индивидуальных ,эмоциональных качеств, потребносте….
Аспекты образа я различаются по важности и центральности. Не бывает нейтральных
Самооценка
Представление человека о самом себе. Самоотношение, самоуважение. Ч-к д.б. хорошего мнения о себе. Связана с соц. Опытом человека, основы закладываются в раннем возрасте. Самоуважение определяет адекватность человека в мире, принизком самоуважение зависит от мнения других людей. При этом чем меньше уважает себя, тем меньше уважает других
Формирование Я концепции
Интериоризация.-усвоение оценок других людей. Они задают способ восприятия себя. Т.е. чужие оценки становятся своими
Принцип соц. Сравнения. Леон Фестингер
Принцип самоатрибуции. Человек получает информацию о себе из восприятия своего внутреннего состояния, своего поведения
Поведение человека зависит не только от того, как он воспринимает ситуацию, но и от того как он себя ведет
Принцип самопознания (интроспекция)