Есть ли у Вас предрасположенность к стрессу?
Обратитесь к приведенному ниже опроснику и подумайте над каждым вопросом. Сделайте это искренне и только для себя. Возможные варианты ответов: «никогда», «изредка», «время от времени», «часто», «очень часто».
1. Часто ли Вы переедаете? Много ли курите? Часто ли потребляете алкоголь? (Можно ответить на любой из трех вопросов.)
2. Спрашиваете ли Вы себя (по крайней мере иногда), стоит ли вообще жить?
3. Считаете ли Вы, что ведете неправильный образ жизни?
4. Чувствуете ли Вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома - только отдыхаете, спите, смотрите телевизор и т.п.?
5. Кажется ли Вам предстоящее изменение в жизни пугающим, непреодолимым препятствием?
6. Считаете ли Вы себя пессимистом?
7. Не кажется ли Вам, что Вы потеряли контроль над собственной жизнью?
8. Ощущаете ли Вы чрезмерное напряжение в конфликтных ситуациях?
9. Испытываете ли Вы ощущение безнадежности, если у Вас что-то не получается?
10.Чувствуете ли Вы сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?
11. Защищаете ли Вы свою точку зрения от нападок других людей?
12. Считаете ли Вы причиной своей неудачи других людей или какие-то не зависящие от Вас обстоятельства?
13. Берете ли Вы на себя ответственность за успехи в своей жизни?
14. Вините ли Вы себя, наказываете ли себя за неудачи?
15. Часто ли у Вас бывает плохое настроение?
Если окажется, что на большинство вопросов Вы ответили «часто» или «очень часто», то отнеситесь с особым вниманием к тем сферам жизни, которые стрессогенны для Вас. Подумайте, какие Ваши личностные особенности (возможно, это Ваши достоинства) усугубляют Ваши собственные реакции на стресс. Спросите себя: «Другие люди так же бы реагировали на эту ситуацию?» Найдите хотя бы одного человека, который бы отреагировал на эту ситуацию или обстоятельства иначе, чем Вы. Кто он? Чем он от Вас отличается? Спросите других людей, которые Вас давно знают, какие, по их мнению, Ваши качества усугубляют Ваши реакции на стресс. Однако не считайте, что другие Вас знают лучше. Просто они обладают некоторой дополнительной информацией, поскольку наблюдают Вас со стороны. Вспомните слова Эпиктета: «Людей расстраивают не вещи, а то, как люди смотрят на это». Ваши интерпретации событий, а не сами события являются причиной Вашего стресса.
ТРЕБОВАНИЯ
к оформлению отчета о выполнении студентом психологических заданий в период педагогической практики
Результаты анализа занятий оформляются студентом-практикантом в тетради. На титульном листе пишется:
ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
Студента(ки) БГУ
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
группы_________________________ курса_________________________
факультет________________________
Место прохождения педагогической практики
_______________________________________________________________________________
Групповой методист
_______________________________________________________________________________
Срок сдачи отчета на кафедру психологии
Отчет в конце последней страницы текста подписывается и датируется студентом. За 5 дней до окончания педагогической практики отчеты сдаются старостами групп для проверки на кафедру психологии. После проверки (через 2-3 дня) отчеты с оценкой забираются старостами групп и возвращаются групповым методистам, которые с учетом оценок по психологическим аспектам педпрактики выставляют итоговую оценку по ней.
Студенты заочного факультета высылают отчеты о выполнении задания для проверки в университет вместе со всей отчетной документацией по педпрактике. Просьба возвращать методические рекомендации на кафедру психологии.
Оглавление
1. Трудности в педагогической работе
2. Преподаватель в аудитории: что способствует успеху?
3. Психологический анализ лекций (семинарских занятий)
4. Задания студентам, проходящим педагогическую практику в вузе
5. Требования к оформлению отчета
6. Рекомендуемая литература
Рекомендуемая литература
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д., 1997.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. ML, 1987.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М, 1979.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Моллой Дж. Одежда для успеха. М., 1992.
Практическая психология для преподавателей, М., 1997.
Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. Казань,
1983.
Реан А.А, Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
Рмданова И.И. Основы педагогического общения. Минск, 1998.
Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.