БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик.

Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой стороны, является одним из оснований социокультурного раскола: постоянного конфликта между культурой и социальной структурой. Бердяев связывал противоречивость и сложность русской души (т. е. русского национального характера) с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. В русской душе, по мнению философа, всегда боролись два начала, восточное и западное. (Прочитайте: Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990; Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М, 1997.)

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Перечислите известные вам из имеющихся определений культуры. Чем объясняется их множественность?

2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы?

3. В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации?

Обобщение: вы познакомились с социальной философией, которая представляет собой теорию и методологию познания общества. Вы узнали, что, анализируя общество, современные философы рассматривают его и как систему, и как процесс. Различные философские теории пытались осмыслить диалектику общественно-исторического, процесса, используя такие понятия, как «прогресс» и «регресс», «формация» и «цивилизация», «общество» и «культура». Вы увидели, как изменялись взгляды философов на развитие общества, познакомились с современными концепциями общественного развития. Вы должны и далее развивать свою способность самостоятельного анализа социальных проблем, обращаясь к рекомендованной литературе.

Основные понятия и термины

Антикультура — человеческая деятельность, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры.

Духовная деятельность — деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура.

Духовная культура — система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т. п.) ценностей общества.

Игра — понятие для обозначения некоторого вида деятельности животных и человека, сопровождающейся удовольствием от самого процесса деятельности. Противопоставляется утилитарно-практической деятельности.

Интерес — реальная причина всех действий людей и общественных классов, стоящая за мотивами, идеями участвующих в них индивидов.

Культура — способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.

Личность — индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.

Материальная деятельность — деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

Материальная культура — система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.

Общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

Система — совокупность элементов, находящихся в упорядоченном; взаимодействии.

Социальная мобильность — процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

Социальный институт — социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.

Страты — социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т. п

Структура — инвариантное, неизменное состояние системы.

Ценность — понятие, в котором выражена значимость явлений действительности для человека и человечества.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, воспитанный) — 1) синоним культуры; 2) определенная ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности; 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и Новейшее время)?

2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.

3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способствовало этому?

4. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества.

5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?

6. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к трактовке духовной жизни общества?

7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жизни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука

8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из этих сфер.

Почему у философов нет единодушного мнения о том, существует ли прогресс, и о критерии прогресса?

10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.

11. Дайте сравнительную характеристику формационного и цивилизационного подходов.

12. Что такое цивилизация? Перечислите известные вам смыслы данного понятия.

13. Укажите особенности каждого из трех этапов истории философии культуры.

14. Существует множество определений культуры как взаимодополняющих, так и противоречащих друг другу. Найдите среди них взаимоисключающие.

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:

1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества;

4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).

2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:

1) капитализм;

2) феодализм;

3) традиционное общество;

4) постиндустриальное общество.

3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

3) общество развивается по спирали общество развивается по кругу;

4) общество не развивается.

4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:

1) состояние морали;

2) способ производства;

3) уровень демократизма в государстве;

4) научно-технический прогресс.

5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

1)К. Маркс;

2) У. Ростоу;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

6. Что такое система:

1) рядоположенность предметов любой природы;

2) порядок в расположении предметов одного типа;

3) любая совокупность элементов;

4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:

1) совокупность предметов материальной культуры;

2) общество, развитие которого определяется техникой,

3) общество, имеющее свою специфическую культуру;

4) надкультурное образование, связанное едиными принципами
жизнеустройства.

8. Социальная стратификация — это:

1) разделение общества на классы;

2) сложная неустойчивая структура в обществе;

3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;

4) процесс разделения людей на социальные слои.

9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:

1)У. Ростоу;

2) К. Маркс;

3) А. Тойнби;

4)Н. Бердяев.

10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:

1) «Закат Европы»;

2) «Россия и Европа»;

3) «Постижение истории»;

4) «Смысл истории».

11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории культурно-исторических типов?

1)П. Я. Чаадаев;

2) Н. К. Михайловский;

3) Н. Я. Данилевский;

4) Н. А. Бердяев.

12. Понятие «традиционное общество» означает:

1) докапиталистическое, доиндустриальное общество;

2) восточное общество;

3) общество, где господствующей религией является ислам;

4) примитивное общество.

13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:

1) экономическая сфера;

2) социальная сфера;

3) политическая сфера;

4) духовная сфера:

а) независимое положение личности;

б) частная собственность;

в) рациональное мышление;

г) правовое государство.

Наши рекомендации