БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик.
Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой стороны, является одним из оснований социокультурного раскола: постоянного конфликта между культурой и социальной структурой. Бердяев связывал противоречивость и сложность русской души (т. е. русского национального характера) с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. В русской душе, по мнению философа, всегда боролись два начала, восточное и западное. (Прочитайте: Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990; Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М, 1997.)
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Перечислите известные вам из имеющихся определений культуры. Чем объясняется их множественность?
2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы?
3. В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации?
Обобщение: вы познакомились с социальной философией, которая представляет собой теорию и методологию познания общества. Вы узнали, что, анализируя общество, современные философы рассматривают его и как систему, и как процесс. Различные философские теории пытались осмыслить диалектику общественно-исторического, процесса, используя такие понятия, как «прогресс» и «регресс», «формация» и «цивилизация», «общество» и «культура». Вы увидели, как изменялись взгляды философов на развитие общества, познакомились с современными концепциями общественного развития. Вы должны и далее развивать свою способность самостоятельного анализа социальных проблем, обращаясь к рекомендованной литературе.
Основные понятия и термины
Антикультура — человеческая деятельность, продукты которой изначально направлены на разрушение жизни и культуры.
Духовная деятельность — деятельность в духовной сфере жизни общества. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности является духовная культура.
Духовная культура — система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т. п.) ценностей общества.
Игра — понятие для обозначения некоторого вида деятельности животных и человека, сопровождающейся удовольствием от самого процесса деятельности. Противопоставляется утилитарно-практической деятельности.
Интерес — реальная причина всех действий людей и общественных классов, стоящая за мотивами, идеями участвующих в них индивидов.
Культура — способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей. Началом, источником и высшей ценностью культуры является сам человек.
Личность — индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.
Материальная деятельность — деятельность в экономической сфере жизни общества. Связана с созданием продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.
Материальная культура — система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.
Общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
Система — совокупность элементов, находящихся в упорядоченном; взаимодействии.
Социальная мобильность — процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.
Социальный институт — социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.
Страты — социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т. п
Структура — инвариантное, неизменное состояние системы.
Ценность — понятие, в котором выражена значимость явлений действительности для человека и человечества.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, воспитанный) — 1) синоним культуры; 2) определенная ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности; 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и Новейшее время)?
2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.
3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способствовало этому?
4. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества.
5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?
6. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к трактовке духовной жизни общества?
7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жизни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука
8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из этих сфер.
Почему у философов нет единодушного мнения о том, существует ли прогресс, и о критерии прогресса?
10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.
11. Дайте сравнительную характеристику формационного и цивилизационного подходов.
12. Что такое цивилизация? Перечислите известные вам смыслы данного понятия.
13. Укажите особенности каждого из трех этапов истории философии культуры.
14. Существует множество определений культуры как взаимодополняющих, так и противоречащих друг другу. Найдите среди них взаимоисключающие.
Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:
1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;
3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества;
4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:
1) капитализм;
2) феодализм;
3) традиционное общество;
4) постиндустриальное общество.
3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:
1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;
3) общество развивается по спирали общество развивается по кругу;
4) общество не развивается.
4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:
1) состояние морали;
2) способ производства;
3) уровень демократизма в государстве;
4) научно-технический прогресс.
5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:
1)К. Маркс;
2) У. Ростоу;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тойнби.
6. Что такое система:
1) рядоположенность предметов любой природы;
2) порядок в расположении предметов одного типа;
3) любая совокупность элементов;
4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1) совокупность предметов материальной культуры;
2) общество, развитие которого определяется техникой,
3) общество, имеющее свою специфическую культуру;
4) надкультурное образование, связанное едиными принципами
жизнеустройства.
8. Социальная стратификация — это:
1) разделение общества на классы;
2) сложная неустойчивая структура в обществе;
3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;
4) процесс разделения людей на социальные слои.
9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:
1)У. Ростоу;
2) К. Маркс;
3) А. Тойнби;
4)Н. Бердяев.
10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:
1) «Закат Европы»;
2) «Россия и Европа»;
3) «Постижение истории»;
4) «Смысл истории».
11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории культурно-исторических типов?
1)П. Я. Чаадаев;
2) Н. К. Михайловский;
3) Н. Я. Данилевский;
4) Н. А. Бердяев.
12. Понятие «традиционное общество» означает:
1) докапиталистическое, доиндустриальное общество;
2) восточное общество;
3) общество, где господствующей религией является ислам;
4) примитивное общество.
13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества:
1) экономическая сфера;
2) социальная сфера;
3) политическая сфера;
4) духовная сфера:
а) независимое положение личности;
б) частная собственность;
в) рациональное мышление;
г) правовое государство.