О том, как можно посредством определенных материй мира привлечь богов мира и управляемых ими духов
Всякий знает, что посредством зла и профанного искусства можно вызвать злых духов, и, как говорил Пселл, колдуны делали это, отчего происходили наиболее отвратительные и мерзкие вещи, сопровождавшие почитание в древние времена Приапа и поклонение идолу, называемому Панор, которым приносились в жертву постыдно раскрытые части тела. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что мы читали об отвратительных ересях старых церковников (если все это правда, а не басни), которые, впав в греховное старческое слабоумие, распоряжались женщинами, объявляя их вредными злыми ведьмами. Благодаря им и им подобным восстают духи зла. Как некий дикий дух сказал однажды Иоанну об одном колдуне Кинопсе: в нем живет, говорил он, вся сила сатаны, и он вошел в тесное сношение со всеми принципалами, и подобным образом мы с ним, и он повинуется нам, а мы, в свою очередь, повинуемся ему. Опять же, с другой стороны, всем известно, что посредством наших добрых деяний, чистым разумом, тайными молитвами, благочестивым смирением и т. п. могут быть привлечены сверхнебесные духи или Ангелы. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством определенных материй мира, можно привлечь божества или, по меньшей мере, управляющих духов, либо слуг этих божеств, а по словам Гермеса – воздушных духов.
Так, мы читаем, что древние жрецы делали статуи и изображения, которые предсказывали будущее, и этими образами управляли духи звезд, которые не содержались заключенными в некой определенной материи, но присоединялись к ней, как бы признавая таковой род материи для себя подходящим; и они всегда охотно пребывали в них, и говорили и делали посредством их удивительные вещи, подобно тому, как это делают злые духи, вселяясь в тела людей.
Глава сороковая
О связываниях: какого вида они бывают и как обычно осуществляются
Мы говорили о свойствах и удивительной действенности естественных вещей. Теперь остается рассмотреть то, что мы понимаем как вещь чрезвычайно удивительную, а именно: связывание людей в любви или ненависти, болезни или здоровье и тому подобном. Также связывание воров и грабителей, чтобы они не могли воровать в данном месте; связывание торговцев, чтобы они не могли покупать или продавать в определенном месте; связывание оружия, чтобы оно не могло перейти определенных границ; связывание кораблей, чтобы они не могли выйти из гавани, несмотря на любую силу ветра. Связывание мельницы, чтобы она не могла вращаться; связывание цистерны или источника, чтобы из него нельзя было черпать воду. Связывание грунта, чтобы он не мог принести плодов; связывание какого-либо места, чтобы на нем ничего не могло быть построено. Также связывание огня, чтобы, несмотря ни на какую его силу, он не мог ни обжечь, ни воспламенить помещенные в него вещи. Связывание молнии и грома, чтобы они не могли причинить вред. Связывание собак, чтобы они не могли лаять. Также связывание птиц и диких зверей, чтобы они не могли улететь или убежать; и многое другое, которое выглядит маловероятным, пока не подтверждено многочисленными опытами. Наконец, такого рода связывания, каковые совершаются колдунами, глазными каплями, мазями, любовными напитками, посредством вещей, которые привязывают или берут с собой, посредством колец, очаровыванием, при помощи сильного воображения и страстей, образами, начертаниями, ворожбой, проклятиями, посредством света, звука, чисел, слов и имен, призываниями, жертвоприношениями, заклинаниями, вызываниями, посвящениями, мольбами, а также различными суевериями, замечаниями и тому подобным.
Глава сорок первая
О колдунах и их силе
Сообщают, будто сила колдунов велика настолько, что все уверены в их способности разрушать, истреблять и изменять все низшие вещи; как говорит Вергилий:
Трав вот этих набор и на Понте найденные яды
Мерис мне передал сам – их много родится на Понте.
Видела я, и не раз, как в волка от них превращался
Мерис и в лес уходил; нередко души умерших
Он из могил вызывал и сводил урожаи…[136]
Также, вспоминая о спутниках Улисса, он говорит:
Все, кого силою трав погубила злая богиня,
В диких зверей превратив и обличье отняв человека.
И немного далее:
Страстной любовью к нему горя, превратила Цирцея,
Ядом сперва опоив и лозой золотою ударив,
В пеструю птицу его, по стволам стучащую громко.[137]
Наконец, у Лукана есть упоминание о фессалийской ведьме, которая вызывала духов:
Все, что природа вокруг на гибель и зло породила,
Вместе мешает она. Собаки здесь бешеной пена,
Рыси лесной требуха, позвоночник гиены свирепой,
Здесь и оленя мозги, змею проглотившего с кормом;
Рыбка, что может корабль, когда Евр надувает ветрила,
Вдруг среди волн задержать, глаза драконов и камни…[138]
Также Апулей говорит относительно старавшейся добиться любви колдуньи Памфилы, которой служанка Фотида вместо волос молодого Луция намеренно принесла козлиную шерсть, срезанную с бурдюков, сделанных из шкур этих животных. И Памфила, будучи без ума от молодого человека, забралась под самую черепичную кровлю, откуда открывался вид на восточную сторону, и там совершила обряд, предварительно обставив все вокруг соответствующим образом – железной посудой с выгравированными на них незнакомыми словами, оторванными кусками корабельной кормы, и множеством покойников, и разбросанными различными частями от погребенных останков: здесь носы и пальцы, там подвешены гвозди с остатками мяса, а в других местах кровь тех, что были убиты, и изуродованные зубами диких зверей черепа; затем перед принесением жертвы, заклиная живописно лежащие внутренности, спрыснула их различными ликерами; немного погодя – водой из источника, еще немного погодя – коровьим молоком, через некоторое время – горным медом и луговым медом. Затем она взяла завязанные узлом волосы и положила в огонь, чтобы сжечь с различными запахами. И тотчас по неудержимой власти магии и слепой силе божеств тела тех, у кого были взяты волосы, задымились и загремели, приняв и дух человека, и ощущение, и слух, и походку, и явились, влекомые запахом собственных паленых волос, взамен юноши Луция, скача и прыгая с радостью и любовью.[139]Августин также сообщает, что слышал о некоторых женщинах-колдуньях, которые были настолько сведущи в этом виде искусства, что, давая сыр человеку, они могли тотчас обернуть его в рабочую скотину, а когда вся работа бывала сделана, вернуть ему человеческий облик.
Глава сорок вторая