Русская философия, ее особенности и основные этапы развития.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.
Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало), и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а, прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике. Она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и целях истории.
Особенности развития русской философии: (необходимо учитывать)
· Условия ее существования по сравнению с западноевропейским были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии философские системы свободно излагали в России преподавание философии находилось под строжайшим государственном контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до 2пол.19в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения.
· Культурно-исторический фон,на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования.
· В ней представлены все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика и т.д. Также есть ведущие для нее темы: тема России, постижения смысла ее существования в истории (с этой темы начиналось становление русской философской мысли), и тема человека, его судьбы и смысла жизни.
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
• XI в. — первая половина XVIII в. — постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Трек, и др.);
• вторая половина XVIII в. — первая четверть XIX в. — распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;
• вторая четверть XIX в. — начало XX в. — становление и развитие самобытной русской философии;
• после 1922 г. — философия русского зарубежья.
При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно "найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны — эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались, прежде всего, с точки зрения их «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьвва, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.
При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.
Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.
Самобытная русская философия в своих новаторских изысканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.