Русская философия: основные направления и особенности развития

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

— М.В. Ломоносов;

— А.Н. Радищев;

— Феофан Прокопович;

— В.Н. Татищев;

— А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции.Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы(заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

западники(критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества.Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники,идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

— антропоцентризм;

— гуманизм;

— религиозный характер;

— возникновение русского космизма(мистического, теологического).

Вопрос 7. Диалектика и ее исторические формы развития. Диалектика(греч. – искусство вести спор, беседу) учение о развитии, о наиболее общих закономерных связях бытия, его развития, становления( природы, общества, мышления). 2 основные идеи диалектики: 1 взаимосвязь всех явления; 2 непрерывное, основное на присущих бытию противоречиях, развитие мира. В этом смысле диалектика противоположна метафизике. Представители: Шеллинг, Гегель, Маркс, Бергсон. Развитие трактуется по-разному: «по кругу»( Шеллинг, Гегель) и как бесконечное поступательное движение(Маркс, Бергсон). По-Энгельсу существуют 3 основных исторических формы диалектики: 1. Наивная диалектика древних(Античности)- основывалась на непосредственном созерцании, наблюдении явлений, делались обобщения, не было законов; 2. Идеалистическая диалектика(развитая орма немецкая классическая философия – Кант, Гегель) расцвет классической механики – наука ориентируется на законы.в основе идеалистической диалектики 3 закона Гегеля: Переход количественных изменений в качественные; Единство и борьба противоположностей; Отрицание отрицания. И весь мир развивается в соответствии с ними. 3. Материалистическая диалектика( современная научная форма диалектики- Маркс, Энгельс, Ленин) – обобщение данных. Исторические формы диалектики разработаны в разные периоды истории: 1. Мифологическая диалектикаориентирована на преодоление а разрешение фундаментальных проблем человеческого бытия, гармонизациюотношений: человека, природы и общества. В логике мифа все превращается во все, что свидетельствует о предчувствии всеобщей универсальной связи явлений. В мифологии зарождается идея творении, усматривается иерархия бытия, его организованность, системность(подземный, земной, небесный мир). Диалектическая идея прослеживается в мифологическом осмыслении явлений(рождение и смерть – борьба противоположностей). 2. Античная диалектика– размежевание диалектики и метафизики, объективной и субъективной диалектики(развитие диалектики исторически переплелось с развитием метафизики). Стихийно- диалектическая натурфилософия опиралась на идею об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идею бесконечного мирового развития. В античной диалектике развитие представлено циклически(мировой круговорот). Мир- Космос представлялся в процессе становления, внутри него происходит непрерывные движения. Источник движения – борьба противоположностей. Представитель этой диалектики Гераклит(«все течет, все изменяется»).в элладской школе возникает отрицательная форма диалектики(так утверждался метафизический взгляд на мир – Зенон). Положительную форму субъективной диалектики разработал Сократ и ввел термин диалектика. Это диалектика диалога, понимаемая как искусство спора, посредством которого постигается истина. Платон детально разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, идей и изложил ее в Диалогах. Аристотель в учение о материи и форме представляет весь мировой процесс непрерывным оформлением материи. Однако его первоисточник – Бог. В эллинистической диалектике неоплатоники внесли наибольший вклад в ее развитие – их учение об эманации(изменении) всех вещей бытия из Единого. 3. Средневековая диалектикаразрабатывалась в религиозной форме. Источником всех изменений и развития мира является Бог. Возникает идея линейного развития мира. Детально разрабатывается идея иерархичности бытия. Среднивековая схоластика поднимает диалектическую проблему связи общего и единичного. Существует ли общее реально, или реально существует только единичное, а общее – лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признававшие реальность общих понятий составили направления реализм. Считавшие общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Наряду с объективной возникает субъективная диалектика(Пьер Абеляр – труд «Да и нет» - господствует метафизический взгляд на мир в целом). 4. Возрождениедиалектика бытия и мышления разрабатывается в неоплатонизме, натурфилософии(Д. Бруно, Н. Кузанский – учение о совпадении противоположностей – отказ от дискурсивно – рационального пути познания в пользу интеллектуального созерцания,видевшего единство во многом; совпадение противоположностей в бесконечном божественном бытии – абсолютный минимум и максимум). 5. Новое времяпроблемы диалектики перемещаются в сферу познания. Господствует метафизическое понимание и объяснение бытия. Это связано с возникновением и развитием эксперимента(математика, естествознание). Сбор фактов, развитие аналитических методов. Господство анализа обусловило доминирование метафизики. Но для объяснения общих проблем бытия создавались метафизические системы, однако в них содержались отдельные диалектические идеи(Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую» - саморефлесия, самодвижение; Спиноза – источник самодвижения – материя; Лейбниц – учение о монадах). Наиболее ярко метафизические идеи выражены в материалистической философии, с опорой на данные естествознания, классической механики создана мханистическая картина мира: все явления и процессы объясняли на основе законов механики. 6. Наибольший вклад в развитие диалектики в Новое время внесли представители немецкой классической философии(Кант, Фихте, Шелинг, Гегель). Их диалектика идеалистичская. Гипотиза Канта – Лапласа(идея возникновения Вселенной из газовой туманности). Самый существенный вклад в разработку теории диалектики внес Гегель(открыл основные законы диалекики, разработал систему категорий диалектики, диалектический метод и попытался его применить к объяснению всего мирового процесса развития. Он вынужден замкнуть свою диалектическую систему, и она оказалась метафизической. Его диалектический метод вступил в противоречие с созданной им системой, это потребовало переосмыслить основы диалектики. 7. Материалистическая диалектика(Маркс, Энгельс, Ленин)попытались открыть диалектику в реальных процессах природы и общества. Основоположник диалектики природы Энгельс описал природную эволюцию как диалектический процесс: при переходе от микромира к макромиру и мегамиру скачкообразно изменяются основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются. С точки зрения диалектики, любой, материальный объект является системой как конкретным единством и внутри себя расчлененной целостностью. Различные виды системы – это последовательные уровни развития материи. Основоположник диалектики общества – Маркс, противопоставивший стихийным природным процессам осознанную деятельность людей. Развитие материалистической формы диалектики в последующем осуществил Ленин. Матриалистическая диалектика – научная форма диалектики, она опирается на достижения науки. В отечественной философии диалектика разрабатывается на материалестической основе. Вопрос 8. Теория материалистической диалектики. Три закона диалектики. Теория материалистической диалектики формируется как открытая логическая система состоящая из исходных принципов. Законов категорий диалектики. Принципы диелектики имеют системообразующие значение, пронизывают ее содержание положение. Определяется направленность и суть. Принцип – основополагающая идея, определяет начало, руководящие правило. Закон – существенное отношение; устойчивое необходимая внутренняя связь явлений. В теории материолестической диалектики выделяются три основных закона. 1. Единство и борьба противопроложенностей. 2. Переход количественных изменений в качественные и обратно. 3. Отрицание отрицание. 1. Закон единства и борьбы противоположностей внутренний источник движения и развития всего сущего. Категории тождество, различие, противоположенность, противоречие, основание. Торжество – расвенство свойств объекта: в отношении и самому себе и данный предмет есть то, что стремиться выйти за его рамки, нарушить тождественность. Противоречие, борьба между единичным тождественностью и обличием приводит к изменению(самоизменению) предмета в об-ве тождественно самому себе, есть силы, которых его не устраивает, их борьба приводит к изменению качества, его обновлению. Раличие – сравнительная характеристика объектов на основание того что признаки одних объектов отсутствуют у других. Противоречие – взаимное исключение, взаимополажения друг к другу. Основние – форма разрешения противоречия. Часть закона представляется в виде стадии развития диалектики. Противоречие – главная характеристика этого закона разрешается его действием. Он определяется среди основных законов и называется ядром диалектики. Его важнейшая роль в теоретической диалектике обусловлена тем, что она позволяет понять источник и причину любого действия и развития. Согласно этому закону этим источником является борьба, т. Е. взаимное исключение и одновременное взаимопологающие противоположностей друг с другом. Закон единство и борьба противоположностей не только закон бытия, но и познания. 2. Закон «Переход количественных изменений в качественные и обратно» раскрывает общей механизм развития. Его сущность изменение качества(специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, качественные изменения достигают определенных границ. Категории: качество (свойство), количество, мера и его границы, скачок. Качество - система необходимых свойств предмета, его внутренних определенностей. Количество – внешняя определенность предмета. Мера – единство качества и количества. Граница меры – предельное количество для данного качества. Скачок переход от одного к другому. Закон раскрывает механизм изменений и развития: накоплений меры приводит к изменению качества (теория катастроф). 3. Закон отрицания отрицание – новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно само превращается в старое и отрицаемое все более новое. Это отрицание повторение иногда в скрытом виде старого качества в новом – каждый последующий этап в развитии объекта повторяет предыдущие, такое повторение бесконечно. Развитие есть процесс складывающийся из определенных циклов. Категории: преемственность, поступательность(непрерывность, последовательность этапов в развитии объектов), спираль диалектического развития(скрытые элементы старого вновь повторяются на новом, более высоком уровне). Диалектическое отрицание предполагают сохранение ценного содержание как основы дальнейшего развитие объекта, т.е. переход к новому о сохранении элементов старого.   Вопрос 9. Основные формы бытия. Развитие представлений о бытии в истории философии. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. Метафизика. Учение о быт. - онтология - одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая реальность, предельно общ. понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия. Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью. В философии существует три вида монизма:
  1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).
  2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.
  3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.
ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — фило­софское учение, считающее в противо­положность монизму материальную и духовную субстанции равноправныминачалами. Исходным мотивом дуализма ча­сто является попытка примиренияма­териализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания отматерии приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен дляфилософии Декарта и Канта. Дуализм слу­жит философской основой теориипсихофизического параллелизма. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных изолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма. Лежала в основе монадологии Лейб­ница. Склонность к плюрализм выражает стрем­ление современных идеалистов(прагматистов, неопозитивистов,экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалисти­ческим и идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу плюрализм противосто­ит только диалектико-материалистическому монизму. В социологии плюрализм, слу­жит основанием для отрицания еди­ной определяющей основы общества, для взгляда на историю как на поток слу­чайных событий,следовательно, для отказа от анализа объективных зако­нов развития общества(точка зрения марксистско-ленинской идеологии). Метафи́зика («то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. В настоящее время термин также используется для обозначения предметов, находящихся за пределами физического мира, представляя собой учение о сверхчувственном ("ноуменальном"), то есть лежащем за пределами физических явлений. В качестве примера можно привести устоявшееся словосочетание "метафизическая литература", то есть книги о "привидениях", "исцелении души", "оккультизме" и т.д. В широком смысле слова "метафизический" означает идеальную сторону предмета, его смысл. Центральным отделом метафизики является онтология, исследование различных типов вещей (категорий), наличествующих в мире, а также типов отношений между вещами. Результаты такого рода исследований пытаются объяснить понятия, используемые людьми для понимания мира — категории, такие как существование, объект, свойство, время, причинность, вероятность и т.д. Разделением чистой метафизики и онтологии занимался Мартин Хайдеггер (особенно в работе «Основные понятия метафизики», см. журнал «Вопросы философии» 1989, №9 стр. 116-157). Судьба метафизики была поставлена под удар в связи с выводом Иммануила Канта о принципиальной невозможности метафизики удовлетворять свойствам науки. Вопрос 10. Концепция детерминизма. Категория закона. Типы законов. Часть, целое, система. Типы целостности. Детерминизм (лат определять) – ор-ий принцип согласно которому явление природы об-ва и сознание связан. Причинно связью и обуславливают друг друга. Причина обусловленность бесконечна. Уч-ие о взаимосвязи и взаимообусловлеванности различных уровней форм и свойств универсума. Категории детерминизма: закон, закономерность, взаимосвязь, причина, следствие, возможность, действительность, необходимость, случайность. Деятельность – конкретное бытие объекта в наст. Время, в данных условиях, с данными свойствами. Признаки – реальность(актуальность), историчность, связь с прошлым и будущем. Возможность буд. Объекта в наст-ем,преврат. В действ-ть на основе сущест-их условий. Абстрактивная воз-ть – нереализ. На основе сущест-их условий по допустим. Свойствам или законами объекта. Это воз-ть харак-ет отсутствие препятствий, то для его осуществления нет необход. Условий. Необходимость – это то что закономерно вытекает из существенных свойств объекта, что неизбежнодолжно произойти именно так, а не иначе; это реализация единотвенной возможности имеющейся у объекта в определенних условиях. Случайность – реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся и объекта, это то, что может произвести, а может и не произойти необходимость и случайность – различные способы превращения возможности в действительность. Закон – существенное отражение, устойчивая необходимая внутренняя связь явлений в теории материалистической деалектики выделяются 3 основных закона: 1. Единство и борьба противоположностей. 2. Переход количественных изменений в качественные. 3. Отрицание отрицания. Законы открыты Геселем. 4. Закон единства и борьбы противоположностей внутренний источник движения и развития всего сущего. Категории тождество, различие, противоположенность, противоречие, основание. Торжество – расвенство свойств объекта: в отношении и самому себе и данный предмет есть то, что стремиться выйти за его рамки, нарушить тождественность. Противоречие, борьба между единичным тождественностью и обличием приводит к изменению(самоизменению) предмета в об-ве тождественно самому себе, есть силы, которых его не устраивает, их борьба приводит к изменению качества, его обновлению. Раличие – сравнительная характеристика объектов на основание того что признаки одних объектов отсутствуют у других. Противоречие – взаимное исключение, взаимополажения друг к другу. Основние – форма разрешения противоречия. Часть закона представляется в виде стадии развития диалектики. Противоречие – главная характеристика этого закона разрешается его действием. Он определяется среди основных законов и называется ядром диалектики. Его важнейшая роль в теоретической диалектике обусловлена тем, что она позволяет понять источник и причину любого действия и развития. Согласно этому закону этим источником является борьба, т. Е. взаимное исключение и одновременное взаимопологающие противоположностей друг с другом. Закон единство и борьба противоположностей не только закон бытия, но и познания. 5. Закон «Переход количественных изменений в качественные и обратно» раскрывает общей механизм развития. Его сущность изменение качества(специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, качественные изменения достигают определенных границ. Категории: качество (свойство), количество, мера и его границы, скачок. Качество - система необходимых свойств предмета, его внутренних определенностей. Количество – внешняя определенность предмета. Мера – единство качества и количества. Граница меры – предельное количество для данного качества. Скачок переход от одного к другому. Закон раскрывает механизм изменений и развития: накоплений меры приводит к изменению качества (теория катастроф). 6. Закон отрицания отрицание – новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно само превращается в старое и отрицаемое все более новое. Это отрицание повторение иногда в скрытом виде старого качества в новом – каждый последующий этап в развитии объекта повторяет предыдущие, такое повторение бесконечно. Развитие есть процесс складывающийся из определенных циклов. Категории: преемственность, поступательность(непрерывность, последовательность этапов в развитии объектов), спираль диалектического развития(скрытые элементы старого вновь повторяются на новом, более высоком уровне). Диалектическое отрицание предполагают сохранение ценного содержание как основы дальнейшего развитие объекта, т.е. переход к новому о сохранении элементов старого. Метафизическое отрицание, уничтожение всех основ объекта. Двойное отрицание – то которое завершает цикл развития(зерно – стебель – зерна колоса). Двойной переход противоположенностей не будет буквальным возвращением развития, т. Е. не по кругу, а по спирали. Двойное диалектическое отрицание образует формальную триаду(тройственный ритм) развития Гегель назвал эти традиции тезисам, антитезисом и синтезом. Синтез – предполагает возращение к исходному тезису на новой основе. Так возникает диалектическая спираль развития, определяющие его общие направления. Категории - предельно общие понятия, внутри философии выделяют группу категорий диалектики. Часть их характеризуется принципы и основы законы диалектики. Парные категории диалектики самостоятельно характеризуют всеобщую универсальную связь и закономерность бытия. Это –дополнительность взаимообусловленность друг другом взаимодействие, взаимопереход, друг в друга(обнаружение внутри каждой у их противоположенностей – их непоследование друг другом). Мир бонален(истина – заблуждение, добро – зло- суть – взаимопроникновение друг в друга).   Вопрос 11. Категория материи. Основные подходы к понятию материя. Атрибуты материи. Структурные уровни материи и типы материальных систем.   Общий признак всех предметов и процессов мира то, что они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь в ощущениях, т.е. они объективны. Философия обобщает их поэтому признаку в понятие материя. 17век. – материя вещество, 19 век – научное познание не вещественных материальных объектов электромагнетизма поля. 20 век – материя – категория философская абстракция для обозначения всего, что лежит вне знания. Походы к понятию материя. 1. Материализм – материя основа бытия две иные бытийные формы – это порождение материи. Материя первична, она и есть намеченное бытие. Отождествление понятий материя и субстанция. Материя – это объективная реальность и сущность природы, и источник вещей. 2. Объективный идеализм. Матетирия низкий уровень бытия. Деградация духовного(Платон, Неоплатонизм, Крестьянство и Гегель). Материя объективно существует, как порождение первичного, идеального, абсолютного духа. 3. Субъективный идеализм. Материя – как самостоятельная реальность нет, она лишь феномен или галлюцинация субъективного духа(сознание человека). 4. Позитивизм и прогнатизм понятие материя абсолютна, т. Е. его нельзя доказать полностью не изучить при помощи науки. Понятие субстанция устаревший инструмент метафизики. Черты материи: движение, самоорганизация, размещенность в пространстве и времен, способность к отражению. Атрибут материи. Св-ва. 1. Структурность – внутри строения совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность материи. 2. Движение – способ существования материи изменен и взаимосвязь материальных объектов. 3. Пространство - система отношений материальных объектов характеризующиеся протяженность, структурность и взаимодействие элементов. Пространство трех мерно(длина, ширина, высота). 4. Время – форма бытия материя выражающая длительность ее существования последовательность смены состояний и измерений- это 4-тое измерение пространства, вместе они образуют понтинум . 5. Отражение – передача информации от одного материального объекта к другому. Воспроизведение материальных систем самих себя способность отражений зависел от уровня организации материи. В неживой( механическое, физическое, химическое и дифизнологическое отражение). В живой(биологическое отражение раздражимость и ощущение). У человека сознательное и творческое( знание, образы, идеи, речь). Структурные уровни материи. 1. Мегамир – мир космоса. 2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин. 3. Микромир- мир атомных и элементарных частиц, уровень реальности, который мы не наблюдаем. Типы материи. 1.Неорганическая – неживая природа. 2. Органическая – живая природа. 3. Социальный(общество). Вопрос 12. Понятие универсума. Категория пространства и времени. Концепции пространства и времени. Представления о сущности времени в истории философии.   Вопрос 13. Категория движения. Типы движения. Единство материи, движения, пространства и времени. Вопрос 14. Понятие сознания. Виды мышления. Происхождение сознания. Функции сознания. Концепции природы сознания. Вопрос 15. Представление о сознании в истории философии. Вопрос 16. Сознание общественное, групповое и индивидуальное. Урони общественного сознания. Вопрос 17. Сознание и бессознательное, самосознание и рефлексия. Язык. Идеальное. Вопрос 18. Теория познания. Представления о сущности процесса познания в истории философии. Вопрос 19.познание, практика, опыт. Функции практики в процессе познания. Вопрос 20. Субъект и объект познания. Вопрос 21. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм. Гносеологический релятивизм. Вопрос 22. Рациональное, чувственное, эмпирическое и теоритическое познание. Формы мышления. Вопрос 23. Виды познания: обыденное, научное, практическое, художественное. Вопрос 24. Проблема истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Критерии истины. Абсолютная истмна и относительная. Основные концепции истины. Вопрос 25. Средства и методы научного познания. Вопрос 26. Формы научного познания. Вопрос 27. Научное познание, его специфика и структура. Динамика научного познания. Вопрос 28. Социальное познание общества. Этика и нравственность в науке. Вопрос 29. Специфика философского рассмотрения человека. Проблема сущности человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное, земное и космическое в человеке. Вопрос 30. Антропооциогенез в современных и философских концепциях. Вопрос 31. Проблема смысла жизни в религиозных, научных и философских учениях. Вопрос 32. Проблема свободы. Фаталистический и волюнтаристский подходы к ее решению. Вопрос 33. свобода как самоосуществление и саморазвитие человека. Свобода и ответственность человека. Проблема отчуждения. Вопрос 34. Мораль, справедливость, право. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности человеческого существования. Вопрос 35. Общество, природа и Космос. Общество как развивающаяся система. Основные подсистемы общества. Вопрос 36. Человек в системе отношений с обществом, природой, Космосом. Индивид, личность, индивидуальность. Потребности, интересы цели личности, общества. Вопрос 37. Человек и техника. Исторические этапы развития техники. Современная НТР, ее влияние на развитие общества и человека. Вопрос 38. Общественный прогресс и его критерии. Понятие регресса. Вопрос 39. Человечество как субъект истории. Концепции исторического процесса. Вопрос 40. Культура и цивилизация в аспекте философского осмысления. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Вопрос 41. Кризис современной цивилизации и пути выхода из него. Учение о ноосфере. Возможности перспективы развития человеческого общества.  

Наши рекомендации