Философия как общенаучная методология.

Методология — это учения о методах познания и преобразования действительности.

Метод — это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методике. Методика — это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Для становления системы наук необходимо адекватное основание науки. Таким основанием должна быть гносеология - теория знаний, которая указывает строение знаний. Основанием последней может быть только методология, которая детерминирует и свою собственную трактовку, и трактовку гносеологии, а также всех прикладных наук. Философия становится наукой об основаниях теоретической науки.

Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

Именно процессе развития философии сформировалась та методология, те основные методы познания, которые лежат в основе любой современной науки, именно поэтому философия является общенаучной методологией.

Основные из этих методов таковы:

Сравнение - установление различия и сходства предметов. В науке сравнение выступает как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Первоначально возникший в философии, он затем стал успешно применяться в других областях знания.

Анализ — это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания.

Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания — синтез — мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.

Абстрагирование — это мысленное выделение какого-либо предмета в от­влечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства пред­мета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. В качестве результата процесса абстрагирования выступают различные понятия о предметах («растение», «животное», «человек» и т.п.), мысли об отдельных свойствах предметов и отношениях между ними, рассматриваемых как особые «абстрактные предметы» («белизна», «объем», «длина», «теплоемкость» и т.п.).

Идеализация — это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: «точка» (объект, который не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины); «прямая линия», «окружность», «точечный электрический заряд», «абсолютно черное тело» и др.

Существенное значение в познавательной деятельности имеет такой метод, как формализация — обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Всякая формализация неизбежно является некоторым огрублением реального объекта.

Как методы исследования выделяются индукция — процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, — процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

решение методологических проблем

влияет на развитие общественных наук (Ленин: общетеоретические проблемы – те, на которые люди постоянно натыкаются)

роль философии в развитии общественных наук

необходимость разработки и совершенствования методологии общественных проблем и их характер способствуют развитию тесной связи общественных наук с философией, их разработка – генеральная линия в развитии и философии и общественного знания. Еще не все эти проблемы установлены.

в сфере социологизации общественного знания: разрабатывает социологический компонент (связь с другими науками), Ленин: чистых экономических решений не бывает (рецензия на Богданова «краткий курс экономической науки»). Указание на другие факторы – вхождение социологии в общественные науки. Комплексные исследования – философия хозяйства, социоэкономика. С началом философии решается вопрос о противоречиях, о соотношении объективности, истины и оценки в общественной теории

в области экономических проблем: определение предмета экономической науки, характер особенностей экономических законов, логическая система знания, возможности применения математики и социологии, противоречия национальной и других экономик.

историческая наука: определение предмета, характер законов, достоверность факта, применение математики, эстетики, социологии в исторических целях, периодизация истории, описание и предсказание

право и юридические науки: систематизация знания, соотношение теории государства и права и социальной философии, соотношение права и морали, логика в уголовном праве

посредствующие звенья философии и науки

одна из точек зрения: философия – наука наук, над науками, не решает методологических проблем, дает лишь абсолютные нормы. Все остальные ученые применяют философию в своих исследованиях. Гегель: развивал ретросистему – философия занимается тем, что уже устоялось. Философия не затрагивает общехозяйственных проблем, она к ним нейтральна.

другая точка зрения: Плеханов – философия должна заниматься предметом в развитии, возвещать о начале нового дня.

правильная точка зрения: философия – не есть завершенное, конечное знание, постоянно развивается

Ленин: Маркс с необходимостью пришел к решению вопроса о логике общественного сознания = по каким принципам анализировать явления, но не оставил логики с большой буквы.

Маркс («критика политэкономии»): предисловие посвящено философии, а работа – экономике. При разработке экономических вопросов он приходит к определению закономерностей в развитии общества. Совместное обсуждение философами и учеными - это хорошо, но еще лучше, когда философскими и другими вопросами занимается один человек.

Философия науки

Выступает в роли посреднического звена (методический вопрос). Т.к. философия не может непосредственно решать научные задачи.

Философию можно искать во многих науках.

Общенаучные понятия: анализ, синтез, систематизация, моделирование, эксперимент.

На основе философских законов можно построить научные, но не приравнять.

Точки зрения: 1) философия не ведет непосредственно к истине 2) на основе философии можно двигаться к вершинам науки (гегель «наука логики»)

Сартр: у нас сложился ленивый марксизм, а нужно сделать его эврестическим.

Решение методологических проблем обществознания

Наиболее сложный вопрос – определение проблем

Принципы необходимо корректировать с учетом страны, сферы науки, …

конкретизация философского метода: единство метода и предмета. Их согласование предполагает творчество. Метод – ключ к двери. За дверью – новое знание.

чтобы иметь метод – надо знать предмет, чтобы раскрыть предмет – иметь метод. То же самое с историей и ее содержанием.

решение: человек должен одновременно заниматься и историей и сущностью предмета – выяснив сущность – корректировки в представление об историческом процессе. = проблема модификации

логика: определение методологической проблемы – конкретизация философского метода в соответствии с предметом, предполагает творческий подход


Наши рекомендации