Методология научного исследования. Типология научных методов.
Метод — это система правил, принципов и приемов в изучении явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека. Под методологией понимают учение, науку о методах научного познания и преобразования действительности. Метод обуславливается объектом познания, по своему смыслу он объективен. Формируется метод субъектом познания, это результат проявления его активности. В целом же научный метод — это диалектическое единство объективного и субъективного. Метод тесно связан с теорией. Метод выступает как орудие, средство, а теория — как результат познания. Но это такой результат, который сам влияет на средство, развивает его, дает ему научную обоснованность. Метод является способом познания объекта. Его назначение — раскрывать познавательные возможности человека, направлять и упорядочивать процесс познания.
Итак, научный метод как своеобразное орудие познания — это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, совокупность правил и приемов, а также идей и принципов, которые лежат в их основе и обусловлены объективными законами отражаемой действительности.
Все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, можно разделить на три основных вида или группы.
Общефилософский (универсальный) метод. Этим методом пользуются ученые при исследовании всех областей действительности и на всех этапах каждого конкретного познавательного процесса.
Общенаучные методы. Они используются также всеми или почти всеми науками, но, в отличие от общего метода, не на всех этапах познавательного процесса, а только на строго определенных, для раскрытия соответствующих сторон или свойств предмета или явления.
Частичные методы. Они предназначены для исследования конкретных явлений действительности и применяются, как правило, в пределах одной науки.
На роль общего может претендовать метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности; во-вторых, основанный не на частных законах, которые отражают развитие той или иной области действительности, а на законах общих, отражающих развитие всех областей природы, общественной жизни и мышления. Роль такого метода выполняет наука диалектика.
К основным требованиям общего метода следует отнести: объективность исследования; всесторонность рассмотрения; конкретно-исторический подход; раздвоение целого и познание его противоположных сторон; единство количественного и качественного анализа; соединение критического подхода и преемственности в познании; познание от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. Диалектический метод служит также интегрирующей основой общенаучных и частных методов, ориентируя их на целостное освоение объективной реальности.
К общенаучным методам относятся приемы, которые отработаны усилиями многих или некоторых групп науки. Эти методы и соответствии с логикой познавательного процесса делят на три группы: эмпирические, теоретические и общелогические.
Эмпирическое исследование объекта, как правило, начинается с наблюдения.
(1.) Наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс восприятия предметов и явлений объективного мира, их свойств. Оно включает такие этапы: а) выбор объекта и темы исследования; б) описание результатов; в) анализ; г) выводы. Хотя наблюдение принадлежит к эмпирическому уровню познания, мышление в нем играет активную роль, определяя познавательную цель, обеспечивая рациональное выражение результатов исследования в форме понятий, знаний, схем и др. Наблюдение может проводиться в естественных или искусственных условиях. Наблюдение объекта в намеренно создаваемых, искусственных условиях имеет ту особенность, что позволяет избежать несущественных элементов, обеспечивает изучение их влияния на объект в «чистом» виде. Такой способ познания называется экспериментом. (2.) Эксперимент — это научно поставленный опыт, при котором объект или искусственно воссоздается, или переносится в искусственные условия существования. В зависимости от цели исследования существуют эксперименты:
а) поисковые, целью которых является открытие новых явлений, процессов и их свойств;
б) проверочные, проводимые для подтверждения или опровержения того ли иного теоретического предположения, гипотезы;
в) конструктивные, в ходе которых создаются новые вещества, материалы, конструируются новые устройства.
В процессе эксперимента применяются такие методы, как наблюдение, измерение, описание и др. Кроме указанных специфических методов, на эмпирическом уровне научного познания применяются также методы, которые являются общими (общелогическими) как для эмпирического, так и для теоретического уровней. К ним принадлежат: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование, аналогия и др.
Анализ и синтез являются взаимообусловленными методами познания. (1.) Анализ — это расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения. Аналитический метод направлен на определение внутренних тенденций и возможностей предмета. Он широко применяется во всех науках. (2.) Синтез — обратный процесс. Это соединение ранее выделенных частей предмета (признаков, свойств, отношений) и единое целое. Причем не простое механическое соединение элементов целого, а процесс познания, в ходе которого раскрывается место и роль каждого элемента в системе целого.
К общелогическим методам научного исследования относят и такие методы, как индукция и дедукция. (3.) Индукция (от лат. inductio — наведение) — это один из методов, который непосредственно опирается на данные наблюдений и экспериментов. Индукция направлена на познание общего через исследование единичного и частного. Предпосылкой индукции является основательное ознакомление с фактами, которые отражают соответствующие стороны и свойства предметов и явлений. Итак, индукция — это такой метод научного познания, который позволяет на основании знаний об отдельном делать вывод об общем; это способ мышления, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы.
В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с нею. (4.) Дедукция (от лат. deductio — вывод) — это метод, с помощью которого на основе знания общего познается частичное, единичное. Дедуктивное умозаключение — это вывод некоего утверждения из одного или нескольких других утверждений, истинность которых уже установлена.
К группе методов, применяемых на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, относится абстрагирование. (5.) Абстрагирование — это метод обособления некоторых свойств и отношений объекта и одновременно концентрация основного внимания на тех свойствах и отношениях, которые являются непосредственным объектом научного исследования. Использование приемов абстрагирования обусловлено тем, что реальным процессам действительности присущи разнообразные свойства, охватить которые в целом практически невозможно.
Абстрагирование существует в органическом единстве с методом обобщения. (6.) Обобщение — это логическое завершение абстрагирования, распространение общих признаков предметов на все предметы данного множества. Примером обобщения служит переход мысли от суждения «трение является источником теплоты» в суждению «любое механическое движение способно превращаться в теплоту».
Наряду с абстрагированием и обобщением существуют методы (7.) моделирования и (8.) аналогии. Это методы, основанные на перенесении знаний, полученных при анализе определенного объекта (модели), на подобный объект, но менее изученный. Моделирование и аналогия играют важную эвристическую роль в научных открытиях, они являются источником научных гипотез, индуктивных соображений.
К главным методам и средствам теоретического исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод формализации и др.
Логическим стержнем построения научной теории, которая интегрирует каждую частичку, является (1.) метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное в мышлении является наиболее глубоким и содержательным знанием о явлениях действительности, поскольку содержание должно отражать не внешние признаки предмета, а различные существующие стороны, связи, отношения в их внутренней необходимой связи.
В соответствии с этим методом познание может идти двумя самостоятельными этапами: на первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному признаку. Единый объект расчленяется и описывается с помощью множества понятий, отражающих отдельные стороны и свойства объекта. Любой процесс мышления начинается с создания элементарных вопросов и абстракций, в которых обобщаются отдельные признаки, свойства предметов материального мира. На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса состоит в том, что происходит движение мысли от абстрактных признаков объекта к всестороннему, многогранному познанию изучаемого объекта. На этом этапе происходит увязывание отдельных абстрактных понятий в целостность объекта.
Таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой закон познания, в соответствии с которым мышление переходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении, а от него — к конкретному в мышлении.
Исторические и логические исследовательские приемы используются в рамках восхождения от абстрактного к конкретному. (2.) Исторический метод предусматривает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. (3.) Логический метод — это отражение исторического процесса в абстрактной и теоретической последовательной форме. То есть логическое познание по своей сути тоже историческое, но освобожденное от случайностей, деталей, зигзагов. Исторический и логи-1 ческий исследовательские приемы едины, ведь с их помощью изучается один и тот же объект, генезис его возникновения и раз- 1 вития.
В теоретическом познании широко применяется также метод формализации. (4.) Формализация — это метод изучения различных объектов путем отражения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью разнообразных «искусственных языков» (математического, математической логики, химии, радиотехники и др.). Формализация как средство познания имеет огромное значение. В частности, она проложила путь компьютеризации, помогла в передаче информационным машинам некоторых моментов интеллектуальной деятельности человека.