Глава 3. Анализ результатов диагностического и экспериментального
Исследования.
3.1. Анализ результатов диагностического исследования до коррекционной программы.
В диагностическом исследовании принимали участия 20 человек (10 семейных пар). Все тесты были проведены по месту жительства испытуемых, в удобное для них время.
Этапы и процедуры:
Исследование проводилось в течение преддипломной практики в 3 этапа:
-констатирующий;
-диагностический;
-контрольный.
Полученные результаты исследования в данной работе представлены в виде таблиц.
В некоторых семьях были обстоятельства, которые могли повлиять на результат:
-недавние обиды на другого супруга
-болезнь ребенка.
-беременность
-переживания из - за болезни близких родственников (мама, папа, бабушка, дедушка)
На первом этапе эксперимента было проведено диагностическое исследование направленное на:
-Особенность общения между супругами, с помощью методики «Особенности общения между супругами» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).
-Удовлетворенность браком, с помощью методики «Тест на удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).
-Выявления стилей воспитания, с помощью методики «Стратегии семейного воспитания».
Результаты исследования по тесту «Удовлетворенность браком»(В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) предоставлены в таблице № 1.
В тесте 24 утверждения направленные на выявление степени удовлетворенности в браке. С вариантами ответов а), б) ,в) , г).
Таблица № 1
№пары | ||||||||||
Удовлетворены в браке | ||||||||||
Не удовлетворены в браке |
Результаты теста позволяют утверждать, что 50% семейных пар удовлетворены в браке, а 50% не удовлетворены. (см.Приложение)
Анализ результатов по тесту «Особенности общения между супругами» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская). В тесте 48 утверждений включающие в себя различные особенности общения между супругами, разделенные по шкалам (Описание в Приложение 2). С вариантами ответов а), б), в), г).
Результаты по шкале «Доверительное общение» - женщины.
Таблица № 2
№ пары | ||||||||||
Оценка данная себе | ||||||||||
Оценка данная супругу |
1. от 11 - 17 - наличие сомнений
от 18 - 24 - доверительные отношения
70% женщин не доверяют своим мужьям; 30% женщин имеют доверительные отношения. 50% женщин считают, что мужья не откровенны с ними; 50% женщин уверены что супруг полностью с ними откровенен.
Результаты по шкале «Доверительное общение»-мужчины
Таблица № 3
№ пары | ||||||||||
Оценка данная себе | ||||||||||
Оценка данная супругу |
от 11 - 17 - наличие сомнений
от 18 - 24 - доверительные отношения
40% мужчин не доверяют своим женам, или не честны с ними; 60% мужчин имеют доверительные отношения с супругой. 30% мужчин считают, что жены с ними не до конца откровенны; 70% мужчин уверены, что жены полностью с ними откровенны.
Результаты по шкале «Взаимопонимание между супругами» - женщины
Таблица № 4
№ пары | ||||||||||
Оценка данная себе | ||||||||||
Оценка данная супругу |
от 11 - 17 - взаимопонимания нет или частично
от 18 - 24 - наличие взаимопонимания между супругами
100% женщин убеждены, что у них полная взаимопонимание между супругом; 60% женщин уверены, что супруг их не понимает. 40% женщин знают, что супруг их всегда поймет и поддержит.
Результаты по шкале «Взаимопонимание между супругами»-мужчины
Таблица № 5
№ пары | ||||||||||
Оценка данная себе | ||||||||||
Оценка данная супругу |
от 11 - 17 - взаимопонимания нет или частично
от 18 - 24 - наличие взаимопонимания между супругами
30% мужчин уверены, что они не понимают супругу; 70 % мужчин знают, что у них есть взаимопонимание между супругой. 50% мужчин считают, что жена их не понимает; 50% мужчин — уверены, что жена их всегда поймет.
Результаты по шкале «Сходство во взглядах».
Таблица № 6
№ пары | ||||||||||
Жена | ||||||||||
Муж |
от 11 - 17 - нет сходство во взглядах
0т 18 - 24 - наличие сходство во взглядах
50% жен уверены, что их взгляды с супругом расходятся; 50% жен могут четко рассказать в чем у них сходства во взглядах. 40% мужей утверждают, что их взгляды с супругой расходятся. 60% мужей уверены, что у них с супругой схожи взгляды на жизнь, воспитание детей и т. д.
Результаты по шкале «Общие символы в семье».
Таблица № 7
№ пары | ||||||||||
Жена | ||||||||||
Муж |
от 11 -17 - отсутствие символов в семье
от 18 -24 - наличие общих символов в семье
50% жен считают, что у них в семье отсутствуют общие символы; 50% жен знают и могут четко определить какие есть общие символы в семье. 20% мужчин считают, что у них в семье нет общих символов; 80 % мужчин знают о наличии общих символов в семье, что подтверждает наличие психологического комфорта в семье.
Результаты по шкале «Легкость в общении».
Таблица № 8
№ пары | ||||||||||
Жена | ||||||||||
Муж |
от 11 -17 - тяжело общаться друг с другом
от 18 -24 - легкость в общении
60% женщинам тяжело общаться с мужьми; 40% женщин говорят о наличии легкости в общении. 30% мужей тяжело общаться с супругой; 70% мужчин уверены , что им легко общаться с супругой.
Результаты по шкале «Психотерапевтичность в общении».
Таблица № 9
№ пары | ||||||||||
Жена | ||||||||||
Муж |
от 11 - 17 - отсутствие психотерапевтичности в общении
от 18 - 24 - наличие психотерапевтичности в общении
30% женщин не психотерапевтичности в общении; 70% женщинам становятся намного лучше после общения с супругом. 20% мужчин не получают психотерапевтической помощи в общении; 80% мужчинам становится намного лучше, после разговора с женой в трудных ситуациях.
По полученным результатом мы можем судить о том , что те пары , где оба супруга довольны в браке (пары №2, №3, №6, №8, №10), им легче общаться друг с другом; у них имеются общие символы и традиции, которыми они дорожат; у них доверительные отношения и т. д., а те пары где оба супруга или один из супругов не довольны взаимоотношениями между друг другом, то и взаимопонимания у них нет, нет доверия, сопереживания и поддержки (пары
№1 ,№4 , №5, №7,№ 9).
Результаты исследования по тесту «Стратегии семейного воспитания».
В семейных парах под номерами 2, 3, 5, 6, 7, 9 - оба супруга применяют стиль воспитания демократический, что с одной стороны уменьшает конфликтность, но с другой стороны влечет за собой ряд недопонимания. Из этих семейных пар 50 % - счастливы в браке, а 50 %-не довольны одним из супругов.
В семейной паре №1 у жены выявился авторитарный стиль воспитания, что не устраивает никого в семье. У мужа по результатам тестирования видны
демократические черты воспитания, однако, у него проявлялась и агрессия, связанная с недопониманием между супругами.
По полученным результатам мы можем судить, что стратегии семейного воспитания не имеют большой силы во взаимоотношениях между супругами.
В связи с полученными данными мы решили сравнить удовлетворенность в браке отдельно по мужчинам и женщинам.
Результаты по тесту удовлетворенности в браке:
женщина | ||||||||||
мужчина |
1 - удовлетворен в браке
0 - не удовлетворен
Результаты по тесту особенности общения между супругами:
женщина | ||||||||||
мужчина |
1 - удовлетворен в браке
0 - не удовлетворен
60% женщин не удовлетворены в браке, даже если изначально утверждали, что
их все устраивает. 70% мужчин удовлетворены в браке.( На подсознательном уровне их все устраивает).
По окончанию работы были даны рекомендации на улучшение межличностных отношений между супругами, что влияет на психологический комфорт в семье.
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования после корректирующей программы.
После пройденной корректирующей программы, направленной на повышение психологического комфорта в семье через культуру общения, через 4 месяца было повторно проведено диагностическое исследование, выявляющее степень удовлетворенностью браком, (В.В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко). Тест проходили все участники первого этапа диагностики.
Результаты вторичной диагностики по тесту «Удовлетворенность браком»:
Таблица №10
№ пары | ||||||||||
жена | ||||||||||
муж |
-не удовлетворены в браке
-удовлетворены в браке
Мы сравнили результаты первой диагностики с результатами полученных данных после проведения корректирующей программы, направленной на повышение психологического комфорта в семье через культуру общения. Где можно проследить изменения в удовлетворенности браком, следовательно, и изменения в межличностных отношений между супругами.
Результаты были отражены в таблицу:
Таблица № 11
№ пары | ||||||||||
Результаты первичного теста | ||||||||||
Результаты вторичного теста |
Не удовлетворены в браке
Удовлетварены в браке
В таблице видно что во многих семьях изменились отношения в браке. 30% семейных пар не изменило своего отношения , или отношения ухудшились из - за не готовности меняться. Из 50% пар, где супруги были не удовлетворены семейной жизнью, в 30% наблюдается улучшение во взаимоотношениях.
Выводы по итогам тестирования:
В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
Сравнивая показатели по 2 тестам выявили , что семьи с высокими показателями ближе друг к другу, взаимоотношения построены на доверии и уважении между членами семьи , каждый старается слушать и слышать друг
друга, пытаются ставить себя на место партнера, а когда не понимают просят объяснить еще раз, такие семьи не идут на прямой конфликт, а ищут пути преодоления «чувства враждебности».
Выявили влияние общения между супругами на становление психологического комфорта в семье. В тех семьях, где супруги не довольны партнером, или есть недопонимания между ними - атмосфера в семье накаленная, отношения между членами семьи несут конфликтный характер.
Рассмотрев семью, как малую социальную группу, можно сказать, что есть влияние каждого члена семьи друг на друга. И если один из семьи небрежно относиться к другому члену семьи - это сказывается на всю семью.
Выявили понятие психологического комфорта в семье. Критериями такой семьи выступает то, что каждый из членов семьи прислушивается к другому, терпелив, внимателен , умеет пойти на компромисс, уступить. Все это помогает выстраивать гармоничные, психологически здоровые отношения в семье.
Сравнивая удовлетворенность женщин и мужчин в браке , выявили, что женщины имеют больше претензий и не довольство, чем мужчины, они за частую не удовлетворенны взаимоотношениями в браке, чем мужчины.
Рекомендации
1. Научиться слушать и слышать другого человека.
2. Ставьте себя на место другого.
3. Научитесь видеть в другом личность,с правом слова,право на ошибку и т.д..
4. Показывайте готовность разобраться с проблемой.
5. Расширяйте круг вариантов решение проблем .
6. Выясняйте, что предпочитает другой человек.
7. Фиксируйте базовые интересы и их множество.
8. Ищите общие интересы.
9. Объясняйте жизненность ваших интересов.
10. Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон.
11. По каждой части проблемы - объективные критерии.
12. Используйте справедливые решения.
13. Используйте несколько возможных вариантов.
14. Подготовка блока различных вариантов взаимных уступок.
15. Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный.
16. Заключение "долгосрочного соглашения".
Большинство рекомендаций были приняты и поняты каждой семьей.
По результату второго тестирования можно сказать, что 70% семей поменяли свои отношения и притязания к друг другу, а 30% не смогли сразу поменять старые привычки.
Заключение.
Анализ литературных источников показал, что семья включает в себя два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы».
Также высокий уровень информированности о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера является основой формирования доверительных отношений в семье. Что составляет основу семейной жизни и ее смысл.
По результатам анализа литературных источников была выявлена определенная взаимосвязь между каждым из членов семьи; выявлено влияние общения между супругами на психологический комфорт в семье.
Общение является единственным средством, которым могут пользоваться супруги для того, чтобы создать и поддерживать между собой близость, сопричастность и понимание. Это единственное средство, которое поможет браку выстоять. Это не только словесное общение, хотя обычно оно и преобладает, но также общение посредством жестов, лицевой мимики, поз тела, поведения, тех или иных подходов, тона голоса.
Удовлетворенность браком зависит от умения выстроить отношения с каждым из членов семьи, умение слушать, быть терпимым, умение уступить и желание помогать и не причинять боль другому.
В ходе эксперимента: Гипотеза частично подтвердилась.
После проведения коррекционной программы, можно проследить изменения в количестве пар довольных браком. Также можно сказать, что необходимо больше времени и затратить, больше сил для наилучшего результата желаемого.
Для достижения цели необходимо желание обоих супругов на улучшение межличностных отношений в семье.
И если каждый из членов семьи научиться быть добрым по отношению к каждому, научиться слушать и слышать, будет проявлять интерес не только к хорошему, научиться видеть множество вариантов событий и их разрешения и будет сотрудничать, а не воевать и т. д. , то семья будет крепкой и надежной, а конфликты - всего лишь будут - нерешенными трудностями. И это и называется любовью.
Без любви человечество не могло бы просуществовать ни дня. Любовь — это деятельность, активность, а не пассивный эффект; любить — значит, прежде всего давать, а не брать. Любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим.[ 42]
Список литературы.
1.Список литературы у меня в другой папке, мне его сюда не перенести
Приложение 1