Лабораторное занятие 17-18 (4 часа). Оформление результатов экспериментального исследования.

Цель:сформировать умение описывать и представлять результаты научного психологического исследования.

Организация лабораторного занятия.

1. На основе подготовленных ранее экспериментальных отчетов подготовьте к публикации статью с описанием результатов вашего исследования.

2. Подготовьте доклад с презентацией по результатам вашего исследования.

Список рекомендуемой литературы

Основная

Экспериментальная психология: Практикум / Под ред.С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Дополнительная литература

1. Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 184 с.

2. Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Академия, 2005.- 367 с.

3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004.-558 с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2005.- 384 с.

6. Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 348 с.

7. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с.

8. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 528 с.

9. Шнейдер Л.Б. Экспериментальная психология. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 300 с.

10. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007.-496 с.

3.2. КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ(поГудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004.-558 с.)

1. Каков смысл тезиса о том, что научному мышлению свойственная объективность?

а) истинные ученые никогда не позволяют априорным предпосылкам влиять на результаты работы;

б) измерения проводятся с помощью техники, поэтому воздействие человека полностью устраняется;

в) наблюдения могут быть подтверждены двумя или более наблюдателями;

г) ответы на все вопросы делаются на основании полученных данных.

2. У Джона Уотсона и Розали Рейнер сегодня возникли бы затруднения при попытке получить от исследовательского совета разрешение на проведение исследования с маленьким Альбертом. Почему это так?

а) изучение эмоций у 11-месячных детей неприемлемо, так как они не могут дать согласия на участие в эксперименте;

б) ученые предложили потенциально вредную процедуру, не обеспечив устранения ущерба по окончании эксперимента;

в) у исследования был только один объект, а следовательно, возможность обобщения результатов была ограничена;

г) исследование подразумевало нарушение конфиденциальности, так как Уотсон и Рейнер открыли имя ребенка.

3. Для получения осведомленного согласия участниками сообщают:

а) что эксперимент будет проводиться без мистификации;

б) что они могут решать, принимать ли участие в эксперименте, но если они согласятся, то должны будут довести его до конца;

в) будет ли применяться в эксперименте электрический шок;

г) общее содержание экспериментов в случае исследования без мистификации, в противном случае предварительно ничего не сообщают.

4. Изучение использования мистификации в психологических исследованиях показало, что:

а) оно не является необходимым – участники, в ролевой игре имитирующие необходимое поведение, показывают те же результаты, что и обычные добровольцы;

б) студенты при анкетировании называют эксперименты с мистификацией неэтичными чаще, чем психологи-исследователи;

в) оно действительно вредно. По окончании экспериментов по изучению подчинения большинству из испытуемых-объектов исследования Милграма потребовалась психологическая помощь;

г) поведение участников, подробно проинформированных о целях исследования, часто сильно отличается от поведения тех, кто не получил полной информации.

5. Что из нижеперечисленного верно в отношении фальсификации исследовательских данных?

а) мошенничество в конце концов будет обязательно раскрыто, так как результаты подложных экспериментов не соответствуют полученным в истинном исследовании;

б) она определяется как подделка всех или большинства данных исследования. Изменение малого количества данных не считается мошенничеством;

в) она может остаться нераскрытой, если сфабрикованные результаты похожи на истинные, полученные в других исследованиях;

г) это довольно редкое явление, потому что организация академической системы не позволяет получить вознаграждение за сфабрикованные данные.

6. Какие из следующих утверждений, сравнивающих полевые исследования с лабораторными, верны?

а) лабораторные исследования моделируют более жизнеподобные ситуации, т.е. проявляют больший жизненный реализм;

б) для достижения экспериментального реализма исследования должны проводиться в лаборатории;

в) лабораторные исследования обеспечивают более высокий уровень контроля за условиями проведения экспериментов;

г) при проведении лабораторных исследований обоснованное согласие получить сложнее, чем при проведении полевых исследований.

7. Каковы преимущества использования операциональных определений?

а) они вынуждают исследователей разных лабораторий использовать абсолютно одинаковые определения для данного психологического конструкта;

б) они облегчают процесс воспроизведения исследования;

в) они повышают жизненный реализм исследования;

г) все перечисленное выше неверно – из-за отсутствия общепринятых определений конструктов операциональные определения используются редко.

8. Какое из следующих утверждений о надежности измерений верно?

а) измерение надежно, если оно представляется разумным по отношению к определенному конструкту (например, решение задач кажется разумным способом измерения уровня интеллекта);

б) если измерение конструкта надежно, то при повторном измерении будут получены аналогичные результаты;

в) чем больше ошибка измерений, тем выше надежность;

г) результаты теста на надежность френологических измерений черепа будут низкими.

9. Исследователь провел измерения застенчивости и обнаружил, что студенты, получившие высокие оценки, также имеют высокий показатель интроверсии по известной шкале «интроверсия-экстраверсия». Такие результаты лучше всего иллюстрируют:

а) очевидную валидность;

б) критериальную валидность;

в) надежность;

г) конструктную валидность.

10. В исследовании Шехтера было показано, что ожидающие воздействия сильного электрического шока люди предпочитают ждать испытание вместе с другими. Данное исследование можно подвергнуть критике за то, что все его участники были женщинами. Это будет критикой:

а) конструктной валидности исследования;

б) внутренней валидности;

в) внешней валидности;

г) экологической валидности.

11. В исследовании программы снижения тревоги средняя предварительная оценка в экспериментальной группе была 79 (максимальная=100), а средняя заключительная – значительно более низкой – 68. Наиболее вероятно, что такое изменение было вызвано:

а) регрессией;

б) взрослением;

в) эффективностью программы;

г) любой из вышеперечисленных факторов (или их комбинация) мог вызвать подобное изменение.

12. Основное преимущество межсубъектного (межгруппового) плана перед внутрисубъектным заключается в том, что межсубъектный план:

а) требует участия меньшего количества испытуемых;

б) по определению не позволяет появиться проблеме эквивалентных групп;

в) снижает уровень дисперсии между различными условиями;

г) по определению не позволяет появиться эффекту последовательности.

13. В каком случае для создания эквивалентных групп лучше использовать уравнивание, чем случайное распределение?

а) всегда при большом количестве испытуемых;

б) при наличии потенциального осложнителя;

в) если известно, что внешняя переменная, которую возможно измерить, коррелирует с зависимой переменной;

г) при наличии очевидных наводящих признаков.

14. Эффект ожидания экспериментатора:

а) был обнаружен в исследованиях с участием людей, а в случае исследований с участием животных его обнаружить не удалось;

б) может быть снижен путем автоматизации процедуры исследования;

в) не возникает, если участники не знаю гипотезы, которая проверяется в ходе исследования;

г) никогда не воспроизводился после исследования Розенталя, поэтому, возможно, такой проблемы не существует.

15. Какой план иллюстрируется примером, посвященным изучению влияния депривации сна на особенности ответов на наводящие вопросы?

а) внутрисубъектный многоуровневый;

б) с независимыми группами;

в) с уравненными группами;

г) с неэквивалентными группами.

16. Исследователь предполагает, что интроверты лучше справятся с решением задач в одиночестве, чем перед лицом публики, а экстраверты, наоборот, выполнят задание лучше в присутствии зрителей. Исследователь:

а) предполагает наличие основного эффекта у переменной «публика»;

б) использует смешанный факторный план;

в) надеется обнаружить эффект взаимодействия;

г) использует две управляемые переменные.

17. Смешанный факторный план 2×2 всегда содержит:

а) две субъектные переменные;

б) межсубъектный и внутрисубъектный факторы;

в) внутрисубъектный фактор и многократно измеряемую переменную;

г) одну управляемую и одну субъективную переменную.

18. В корреляционных исследованиях внешние переменные не контролируются, что приводит к проблеме интерпретации, известной как:

а) проблема направленности;

б) проблема регрессии к среднему;

в) проблема ограничения диапазона;

г) проблема третьей переменной.

19. В плане с неэквивалентной контрольной группой:

а) важно, чтобы обе группы получили одинаковые оценки предварительного тестирования;

б) результаты позволяют исследователю оценить линейные тенденции;

в) ключевым измерением зависимой переменной является оценка различий между результатами предварительного и заключительного тестирования;

г) осложнение «отбор×история» можно исключить вследствие наличия контрольной группы.

20. Все нижеприведенные аргументы обычно приводятся защитниками использования планов с малым N, кроме следующих:

а) вследствие индивидуальных различий с помощью статистических методов необходимо определить, является ли независимая переменная причиной изменений зависимо переменной;

б) иногда, при осреднении данных нескольких участников, полученная картина не отражает поведения отдельных индивидуумов;

в) исследование сравнительно редких психологических явлений бывает возможно провести только при использовании плана с малым N;

г) если строгий контроль за условиями дает упорядоченное поведение, то особое внимание следует уделить контролю за окружающими условиями для одного организма, а не осуществлению статистического контроля.

Правильные ответы для самоконтроля

1 - в 6 - в 11 - г 16 - в
2 - б 7 - б 12 - г 17 - б
3 - в 8 - б 13 - в 18 - г
4 - г 9 - б 14 - б 19 - в
5 -в 10 - в 15 - в 20 - а

Наши рекомендации