Основные положения теории прав человека Покровского
Покровский соотносил неотъемлемые права человека не с органами, а с государством в целом. Но в жизни мы, как правило, сталкиваемся с какими-то конкретными органами, а это часть системы, которая действует в соответствии с определенными правилами. Поэтому нужно выставить всю систему, которая не будет нарушать автономию личности. Те декларации, которые провозглашали права человека, свободу человеку, были направлены не против самого государства, а именно против отдельных органов. Права провозглашали политическую свободу, определенной части прав, а нужно говорить о свободе в целом.
Стремление к свободе как основная сущностная характеристика, следовательно мы можем говорить о соответствующих неотъемлемых правах и рассматривать их как неотъемлемые, т.е. такие права, которые никаким законом уничтожены быть не могут, которые для государства в целом недосягаемы.
Если всякое субъективное право обеспечивает личность от произвола органа, то объективность защищает от государства как такового, в целом. Происходит само утверждение личности как ценности, причем если говорить о соотношении с государством, то по сути можно сказать, что личность выходит в связи с признанием прав и свобод человека на уровень государства. Личность становится единицей, которая находится на одном уровне с государством в целом.
Для того, чтобы обеспечить реализацию этих требований, требуется правовое закрепление этого пространства, требуется закрепить достаточно жестко невозможность государства нарушать эти пределы, границы пространства. Эти жесткие рамки предполагают правовое закрепление, закрепление в праве, позитивном праве. Как раз это положение и свидетельствует о том, что право, в основе которого лежат права и свободы человека как равноправной державы, начинает возвышаться над самим государством.
Право начинает связывать само государство, воздействовать на само государство. Государственная власть вынуждена сообразовывать свои действия с правом, в основе которого лежат права и свободы человека.
Естественные права человека среди социальных ценностей выходят на первое место. Поэтому сегодня национальные и международные акты признают права и свободы человека в качестве определенных стандартов. Сегодня права и свободы человека, их обеспеченность выступает в качестве критериев оценки действующего законодательства. В конечном итоге нужно говорить о том, что права и свободы человека выступают также в качестве критериев легитимации.
Но здесь нужно сказать еще об одном положении Покровского. Покровский также говорил о духовной стороне неотъемлемых прав человека, также надо говорить о духовной их стороне.
Выраженные в позиции покровского подход к правам человека, который выводит личность на права человека связан с другой проблемой. Почему государство связано с правами человека? Все дело в том, что по своему источнику права обращены к человеку как к духовной личности (разумной личности, способной осознавать).
В этом отношении права человека затрагивают не только политику, а прежде всего духовное нравственное начало людей. А это начало, которое определяет внутреннюю свободу человека. Государство, заглянув вовнутрь не сможет регулировать, контролировать. Поэтому Покровский обращал внимание на то, что соответствующий духу вариант отрицания права зародился в борьбе за религиозную независимость; первым правом было право на свободу религиозного исповедования. Отсюда, как пишет покровский, первое отчетливое формулирование об идее о пределах вмешательства государства произошло на почте религиозного исповедования (т.е. духовное бытие личности). Т.е. ценность прав человека объясняется духовной стороной. Эта неотъемлемость касается внутренней стороны человека. Конечно, ничего в этом мире абсолютный характер не носит; мы не можем говорить об абсолютном характере прав человека.
Если обобщить все, вернуться к Покровскому, то он отмечал, что нравственный прогресс может быть только делом индивидуальной свободы. Высшим назначением права может быть лишь создание такого социального порядка, в котором эта творческая свобода находила бы наилучшие условия для своего существования.
Чтобы создать эти условия, необходимо признать юридически возможности, потребности, возможность действовать; юридически эти значит нормативно закрепить обязанность государство по обеспечению, гарантированию этих прав. Потребность человека вызывает объективное возникновение норм права.
Человек ведь развивается, мы для чего гарантируем ему свободу? Чтобы он развивался, чтобы он выходил на новый уровень. Растет самосознание и самооценка человека. Расширяется общая система субъективных прав; а право объективное неизбежно должно поспевать за этим возрастающим общим правосознанием. Для чего? Чтобы признавать и снова обеспечивать, гарантировать.
Одно из первых и самых существенных требований, предъявляемых к правам человека – это требование определенности правовых норм. Человек, осознавая свои возможности, потребности, при этом осознавая свои потребности, нуждается в установлении определенных правил. Само слово определенность говорит о четкости, сформулированности. Определенность правовых норм – это основное свойство права.
С этим требованием связано еще одно требование – требование к личности; требование прочности правопорядка. А это уже определяет новое свойство – обеспеченности права. Причем здесь уже обязанность возлагается на государство. Следить нужно не только за соблюдением со стороны личности, но и со стороны самих органов, самой системы.
И через эти категории как раз и реализуются собственно права и свободы человека. Более того человек имеет четкое и ясное представление о своем месте. Не надо рассматривать как ограничения, мы уже начинаем планировать, предполагать, координировать, мы выбираем и действуем.
Абсолютный характер прав человека, как бы он не провозглашался, всегда подвергался критике. С ним можно согласиться и сегодня, так как ничего абсолютного в этом мире нет. Также, если посмотреть на различные ситуации, связанные с угрозой безопасности населения, то как раз такие ситуации разворачивают деятельность государства в обратную сторону. Но с какой целью – обеспечение безопасности, вплоть до комендантского часа. Безопасность каждого требуется. Но порой это лишь внешняя форма, а реальные намерения другие.