Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Слушая мой рассказ, составьте в тетрадях план-конспект ответа на этот вопрос.
Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригееда (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.
В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама-ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».
В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.
Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.
Схема.
Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью Дыхание Затем появилась Вселенная Начало творению положило жертвоприношение
Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.
Мир Вселенной наполнен: людьми, духами, животными
— Какое место занимали люди в этом мире?
I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь».
II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:
• брахманы - мудрецы, толкователи Вед;
• кшатрии - воины и правители;
• вайши - класс земледельцев и скотоводов;
• судры - слуги.
III ступень - мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.
Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.
Вывод: мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.
По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе).
После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?
Ответ на этот вопрос дает закон Кармы.
Он гласит: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.
Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.
Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.
Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.
Буддизм
Центром учения являются четыре благородные истины:
1. Существование человека неразрывно связано со страданием.
2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:
• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.
• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.
• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.
• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.
• Правильное стремление.
• Правильное внимание.
• Правильное сосредоточение.
• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.
Существуют несколько способов очистить карму:
1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».
2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:
• самообладание;
• овладение дыханием при определенных положениях тела;
• изоляция чувств от внешних влияний;
• концентрация мысли;
• медитация;
• отторжение - освобождение от телесной оболочки. (Проверка плана-конспекта и подведение итогов работы по первому вопросу.)
Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.