Глава девятнадцатая О видовых и индивидуальных свойствах вещей

Далее следует рассмотреть, какие свойства в вещах суще­ствуют согласно виду: отчаянность и храбрость у льва и пе­туха, боязливость у зайца или ягненка, хищность у волка, ко­варство и лживость у лисы, льстивость у собаки, жадность у вороны и галки, гордость у лошади, гнев у тигра и кабана, грусть и меланхолия у кошки, похоть у воробья и так далее. Большая часть свойств общевидовые. Но существуют и осо­бые свойства; так, есть люди, которые боятся кошек настоль­ко, что не могут на них смотреть без дрожи, это присуще им отнюдь не как видовое человеческое свойство. А Авиценна сообщает о жившем в его время человеке, которого не брал яд; все, кто случайно кусал его, умирали сами, а он оставался невредимым. Альберт говорит, что видел в городке Агрип­пине1 девку, которая ловила пауков и ела их с большим удовольствием, полагая очень питательным их мясо. Тако­вы отчаянность в шлюхе и пугливость в воре. Вот почему философы утверждают, что некое отдельное тело, которое никогда не было больным, способствует лечению от любо­го недуга; и по этим соображениям судят, что кость мерт­вого человека, который не страдал от лихорадки, будучи положенной на больного, излечит его от quartane2. Суще-

1 Город в Германии, ныне Кёльн.

2 Перемежающаяся лихорадка четырехдневного типа {лат.). См.
у Гиппократа: «Лихорадки большею частью происходят от желчи, и их
четыре вида, кроме тех, которые сопровождают особые болезни; име­
на их таковы: постоянная, ежедневная, трехдневная и четырехднев­
ная...» (О природе человека, 15; Гиппократ. Указ. соч. С. 209).


154

Книга Магов

ствует также множество других единичных свойств, вли­тых небесными телами в отдельные вещи, мы их рассмо­трим далее.

Глава двадцатая

О естественных свойствах, занимающих

В одних вещах всю субстанцию, в других —

Отдельные части или члены

Теперь следует рассмотреть то, что в некоторых вещах свойства существуют полностью (во всей субстанции) или в их частях, как в рыбке-прилипале, мешающей ходу судов. Всей субстанцией виверры является следующее свойство: собаки, приближаясь к ее тени, умолкают. И чистотел лечит болезни глаз не какой-либо одной из своих частей, но всем тем, что составляет его существо, — и корнем не менее, чем листьями и семенами.

Однако есть некоторые свойства, которые существуют только в каких-либо частях вещей, а именно: только в языке или глазах, или каких-либо членах. Так, в глазах василиска заключено сильное свойство умерщвлять лю­дей, стоит только их увидеть. Подобное же свойство при­суще глазам виверры: едва она взглянет на какое-либо животное, оно застывает, пораженное, и более не может двигаться. Аналогичное характерно и для глаз некоторых волков, которые лишают дара речи тех, на кого они пер­выми посмотрели, и люди застывают, пораженные. Об этом говорит Вергилий:




Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 155

Сколько я песен забыл! Сам голос Мериса ныне Уж покидает его. Онемел я от волчьего взгляда1.

Говорят также, что в Скифии, в Иллирии и у Тарибал-лов есть женщины, которые умерщвляют всех тех, на кого смотрят в гневе. Кроме того, я читал о неких особых людях, живущих на Родосе, которые взглядом разрушают все вещи, вот отчего их затопил Юпитер. Именно поэтому ведьмы при совершении колдовства пользуются глазами та­ких животных для достижения соответствующих эффектов. Подобным же образом муравьи убегают от сердца чибиса, но не от головы, ног или глаз. Также говорят, что желчь ящерицы, брошенная в воду, заставляет прийти ласок, но ее хвост или голова этого не делают. А козья желчь, заклю­ченная в бронзовый сосуд в земле, заставляет приходить лягушек, печень же козы враждебна бабочкам и всем ли­чинкам. Собаки бегут от тех, кто носит с собой сердце со­баки, а лисы вовсе не трогают тех из домашних птиц, кото­рые ели лисью печень. Так, многие вещи имеют различные свойства, которые распределены в частях тела согласно тому, как они были туда влиты сверху, и согласно содержа­нию этих частей, такие свойства принимающих. Например, в теле человеческом кости не получают ничего кроме жиз­ни, глаза — зрения, уши — слуха. Есть в человеческом теле одна маленькая кость, которую евреи называют Iuz, вели­чиной с очищенную горошину, которая не ломается, не бо­ится огня и ничем не может быть уничтожена; говорят, она 1 Цитируется в переводе С. Шервинского по изданию: Вергилий Марон Публий. Буколики // Вергилий Марон Публий. Указ. соч. Эклога IX. Ст. 53-54.




156

Книга Магов

возродит наше животное тело при воскрешении мертвых, словно растение из семени1. Но эти свойства не обнаружить рассудком, только опытом.

Глава двадцать первая

Наши рекомендации