Глава восемнадцатая О склонности к вражде

Существует, кроме того, склонность к вражде, и она есть как бы ненависть и гнев, возмущение, и своего рода упор­ное физическое отторжение, заставляющее одну вещь стре­миться прочь от другой. Подобную склонность имеет ре­вень по отношению к гневу; патока — к яду; сапфир — к нарыву, сильному возбуждению и болезни глаз; аметист — к пьянству; яшма — к воспалению крови; изум­руд — к дурным фантазиям; [Agnus Castas]1 — к похоти; агат — к яду; пион — к началу заболевания; коралл — к вспышке меланхолии и боли живота; топаз — к духовно­му жару, представляющему собой алчность, похоть и все

1 Непорочный агнец (лат.) — витекс священный (Авраамово дерево), прутняк обыкновенный.


150

Книга Магов

виды любовных излишеств. Подобная склонность есть так­же у муравьев к душице, а летучие мыши и чибисы улетают от нее. Душица противна также и особым ядовитым мухам, которые не могут выносить Солнце, и сопротивляется сала­мандрам, и смертельно ненавидит капусту, до того, что они разрушают друг друга. Огурцы ненавидят масло, и они го­товы бегать друг от друга по кругу в случае соприкоснове­ния. Говорят также, что желчь вороны делает людей пугли­выми и повсюду бросает их в дрожь.

Несомненны и другие вещи. Например, то, что алмаз, будучи положен рядом с магнитом, лишает его свойства при­тягивать железо. А овца мчится от петрушки, как от смер­тельной опасности, но что еще более удивительно, природа запечатлела знак этой смерти в печени овцы, где отчетливо проявляется форма петрушки. Так, козы ненавидят садовый базилик настолько, словно на земле нет ничего более пагуб­ного для них. Опять же среди животных противны друг другу мыши и ласки, поэтому говорят, что, если мозг ласки положить в сычужину, мышь не тронет сыр, а сам сыр не будет портиться. Ящерица настолько противна скорпионам, что пугает одним своим видом, бросая их в холодный пот; соответственно, ее масло их убивает, так же как лечит раны, нанесенные скорпионом. Подобная же враждебность суще­ствует и между мышью и скорпионом; соответственно, если мышь будет приложена к нанесенной скорпионом ране, го­ворят, что та затянется. Кроме того, враждебны скорпионам stalabores, аспиды и осы.

Сообщают также, будто нет ничего более враждебного змеям, чем крабы, и что свиньи, укушенные змеями, лечат-

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 151

I и, съедая краба; и когда солнце находится в знаке Рака, мен мучаются; скорпион и крокодил убивают друг друга; и если птица ибис коснется крокодила одним из своих пе­рьев, он становится обездвиженным; птица, называемая дрофой, улетает при виде лошади; олень-самец тотчас убе­гает прочь, как увидит барана или гадюку; слон испытыва­ет страх, заслышав хрюканье свиньи, так же как и львы, когда они видят петуха. Пантеры совсем не тронут того, кто полностью натрется куриным бульоном, особенно если он был сварен с чесноком. Также существует антипатия между лисами и лебедями, быками и галками. Подобно этому су­ществует вечная война между собой среди птиц и среди зверей, как, например, между галками и совами, коршуна­ми и воронами, горлицами и витютнями, грифами и орлами, оленями и драконами.

То же самое и среди водных животных — враждуют между собой дельфины и киты, мурены, кефаль и щуки, ми­ноги и морские угри. А осьминог так пугает лобстеров, что те, едва увидев их рядом с собой, тотчас умирают. Боятся друг друга лобстер и морской угорь. Говорят, что виверра застывает перед пантерой в священном ужасе и не может сопротивляться ей или даже коснуться кожи; более того, если они соприкоснутся, то пантера вмиг лишается своего волосяного покрова. Гор-Аполлон также утверждает в «Иеро-глифике», что если предварительно надеть на себя шкуру виверры, то можно, ничего не опасаясь, пройти среди воору­женных врагов.

Ягненок же очень боится волка и убегает от него. И го­ворят, что пока хвост, голова или шкура волка находятся



Книга Магов

Агpunna Неттесгеймский. О тайной философии

153



в кошаре, овцы ведут себя беспокойно и даже не могут есть. А Плиний упоминает о некой птице кречет, которая разбивает яйца вороны; на птенцов этой птицы часто охо­тятся лисы, и она в отместку тоже нападает на лисят, ута­скивая их, и если ворона это видит, то помогает лисе, ата­куя птицу как общего врага. А коноплянка, живущая в чертополохе, ненавидит ослов, потому что они едят цве­ты чертополоха. Также существует страшная вражда меж­ду ослом и маленьким соколом дербником, они на дух не переносят друг друга, от рева осла разрушаются яйца и гибнут птенцы этой птички. Существует такая антипатия между деревом оливой и распутной женщиной, что гово­рят, если она посадит оливу, та останется бесплодной или совершенно засохнет. Лев ничего так не боится, как за­жженного факела, и считается, что его можно укротить только с его помощью, а волк не боится ни меча, ни копья, но страшится камня, поскольку камень причиняет ему рану, в которой образуются черви. Лошадь до того боится верблюда, что не может смотреть даже на его изображе­ние. Слон, будучи в ярости, успокаивается при виде пету­ха. Змея боится обнаженного человека, но преследует одетого. Быка, находящегося в ярости, укрощают, привя­зывая его к смоковнице. Янтарь притягивает все, за ис­ключением садового базилика и тех вещей, которые нама­заны маслом, с которым он находится в состоянии есте­ственного отторжения.




Наши рекомендации