Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, 2014.
Список литературы
Ахутин А.В. Тяжба о бытии.М.,1997.- 320с.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.-208с.
Белов М.В. Философия философии (Самоопределение философии в акте рефлексивного мыследействия). Пермь,2003.-120с.
Бибихин В.В. Язык философии. М.,1993.-135с.
Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М.,1991.-317 с.
Виллер Э. Учение о Едином в античности и средневековье: Антология текстов. Спб,2002.-668с.
Гартман Н. К основоположению онтологии. Спб,2003.с. 77-226.
Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. М.,2003.-208 с.
Делез Ж. Что такое философия? М.-Спб,1998.-287с.
Ефимов И. Практическая метафизика. М.,2001.-272с.
Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Вестком, 1999.-275с.
Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1993.С.61-306.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993.С.8-135.
Лошаков Р.А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб, 2007.
Мамардашвили М.К. Введение в философию. –Мамардашвили М.К. Философские чтения. Спб,2002, с. 7-170.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.,1997.-320с.
Марсель Г. В защиту трагической мудрости. – Путь в философию. Антология. М.,2001, с. 243-268.
Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике 17 века. Новосибирск, 1993.-258с.
Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени. – ВФ,2004,№12, с. 70-88.
Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Спб,2001.-415 с.
Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии. Екатеринбург,2003.-268с.
Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия . Екатеринбург,2004.-832 с.
Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Ф.Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. Спб,М.,Краснодар, 2003.С. 3-254.
Родзинский Д.Л. Связь мудреца с античными образами судьбы. М.,2000.-104с.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1995.-416с.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М.,1992.-224с.
Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести. – ВФ, 2005, №2,с. 144-157.
Философия природы в античности и в средние века.М.,2000.-608 с.
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии как особой формы познания. Философия как деятельность.
2. Проблема метода философского познания.
3. Место онтологии в структуре философского знания.
4. Онтология и метафизика.
5. Специфика онтологических категорий.
6. Роль онтологических допущений в человеческой деятельности.
7. Интуиция Единого как смысловое ядро античного мышления.
8. Единство логоса и понимание диалектики в античной философии.
9. Соотношение категорий предела и беспредельного, бытия и небытия.
10. Справедливость как соразмерность. Этический рационализм.
11. Структура (в-себе-различенность) Единого как основа тождества.
12. Представления о взаимопревращаемости вещей в античном мышлении. Диалектика движения и покоя.
13. Категории части и целого в античной философии.
14. Многомерность пространства и времени в античном мышлении.
15. Роль категорий «эйдос», «идея», «число» в онтологии Единого.
16. Идея как «живое понятие». Тождество бытия и мышления.
17. Геометрический характер числа и представления о космической гармонии в античной философии.
18. Понятие судьбы в античной культуре и его связь с категорией Единого.
19. Отношение «Творец – тварь» как основа дуализма средневекового мышления. Трансцендентное как апофатическая идея.
20. Слово и Текст в средневековой христианской философии, их онтологический смысл. Слово как плоть.
21. Бытие как акт творения. Время и вечность.
22. Зло как нехватка бытия. Статический и иерархический характер средневековой картины мира.
23. Общее, особенное и единичное в контексте идеи творения. Спор об универсалиях. Проблема уникального.
24. Учение о боговоплощении и проблема соотношения веры и знания. Слово как орудие познания-овладения.
25. Соотношение категорий возможности и действительности в свете концепции непрерывного творения.
26. Внешний и внутренний аспекты морального действия . Учение о предопределении и проблема свободы воли.
27. Вещь как фрагмент тварного мира. Категории субстанции, материи и формы.
28. Отношение «Творец – тварь» и реальность как граница между «внешним» и «внутренним». Составный характер реальности. Роль чувственного элемента в познании тварного мира.
29. Субъект-объектное отношение и категории сущности, явления, опыта в новоевропейском мышлении.
30. Бытие как объект. Пассивность и непроницаемость объекта.
31. Бытие как субъект. Понятие трансцендентального.
32. Взаимодополнительность теоретического и практического в рамках трансцендентальной позиции.
33. Категории материи и идеи как два «полюса» новоевропейской философии.
34. Диалектика бытия и ничто как саморазвитие понятия.
35. Основные положения механистической картины мира.
36. Фундаментальная роль понятия «природа» в классическом естествознании.
37. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени в в философии и науке Нового времени.
38.Онтологический аспект «гносеологической трактовки» пространства и времени в философии И.Канта. Автономия и гетерономия.
39.Линейный детерминизм и принцип развития. Понятие естественного
закона.
40.Свобода как «истина необходимости» (Гегель). История и прогресс.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ