Онтология как основание классического способа мышления

Й семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Лекции

Раздел 1. Онтология в системе философского знания 2ч.

Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.

Раздел 2. Античная философия: онтология Единого. 4ч.

Тема 2. Интуиция Единого и диалектика предела и беспредельного 2ч.

Тема 3. Категории «эйдос», «идея», «число» и представление о внутренней детерминации вещей и явлений 2ч.

Раздел 3. Осмысление трансцендентности Бытия в средневековой европейской философии 2ч.

Тема 4. Бытие как акт творения и как приобщение к Слову.

Проблема универсалий и взаимодополнительность реализма и номинализма в контексте идеи творения. Понятие реальности и категории субстанции, материи, формы. 2ч.

Раздел 4. Онтологические основания новоевропейского рационализма. 4ч.

Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч.

Тема 6. Проблематика детерминизма в новоевропейской философии и науке 2ч.

Итого 12ч.

Семинарские занятия 12 ч.

Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.

1. Роль концепта «мир» в деле самоосмысления философии.

2. Личностный смысл философии. Знание и мудрость

3. Проблема предмета философии.

4. Проблема метода философии.

5. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.

6. Метафизика как учение о началах и основаниях.

Литература:

К. в. 1:

1. М.Хайдеггер. Бытие и время. Пар.14-16. Харьков, 2003, с. 82-97.

Вопросы к тексту:

-что такое «природа» по отношению к «миру»?

-каким образом возможно осмысление феномена «мирности мира»?

-каким способом «всегда уже есть повседневное присутствие»?

-в чем заключается различие практического и теоретического поведения?

-каково соотношение «подручного» и «наличного»?

-как можно трактовать выражение «разомкнутость мира»?

-что есть, по Хайдеггеру, «бытие-в-мире»?

2.К.Ясперс. Введение в философию. Р1. «Что такое философия? ». Минск, 2000, с. 9-18.

Вопросы к тексту:

-На каком заблуждении, согласно Ясперсу, основывается поиск всеобъемлющей картины мира?

-Что стоит за выражением К.Ясперса : «Мир не является предметом»?

-каково, согласно Ясперсу, соотношение вечного и исторически обусловленного в человеческом бытии?

К в. 2:

Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с.23-28.

Вопросы к тексту:

-что такое «свободный ум»,согласно Ницше?

- как Ницше объясняет происхождение веры?

-какое умение, согласно автору, является признаком более высокой культуры?

-каково отношение свободных умов к внешним событиям?

-в чем заключается цель «свободного ума»?

2.А.В.Ахутин. Дело философии. Р.6.2.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 76-87.

Вопросы к тексту:

-о какой «природе» писали первые философы-«фисиологи»?

-о каком «не-месте» мудрости говорит автор?

-на какой вопрос пытается ответить «греческий Ум – Нус со своим Логосом»?

-в какой «точке» сходятся и расходятся «онтологические эпохи»?

К в. 3:

1.М.Хайдеггер. Основные понятия метафизики. – ВФ, 1989, №9, Пар.1 ( с. 116-118).

Вопросы к тексту:

почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?

-что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?

-как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?

- в чем заключается специфика метафизических понятий?

-какое определение метафизического мышления предлагает автор?

2. В.Виндельбанд. Что такое философия? – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 74-82.

Вопросы к тексту:

-почему философия не может считаться наукой?

-о каких двух путях поиска предмета философии упоминается в тексте?

-возможно ли определить философию на основе ее метода?

-что, по мнению автора, является «единственным остающимся философии предметом?

3. И.Берлин. Назначение философии. – ВФ, 1999, №5, с.91-98.

Вопросы к тексту:

- о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?

-какова общая черта философских вопросов?

-какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?

- как понимает автор задачи философии?

К в. 4:

1. А.Бергсон. Философская интуиция. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 131-148.

Вопросы к тексту:

- что является, согласно автору, «основанием» любой философской системы?

-в чем заключается смысл «силы отрицания», свойственной философской интуиции?

-почему нельзя говорить о преемственности в философии в строгом смысле этого слова?

-почему философия не может быть обобщением научных знаний?

-в чем заключается «удел философии», по мнению А.Бергсона?

2.Там же. В.Эрн. Природа философского сомнения. С. 236-247.

Вопросы к тексту:

-почему философское сомнение «должно заключать в себе некоторую положительную природу»?

-в чем, по мнению автора, состоит «что» сомнения?

-как соотносятся между собой сомнение и мысль?

3. М.Хайдеггер. Что значит мыслить? – М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.,1991, с. 134-145.

Вопросы к тексту:

-как можно понять выражение Хайдеггера «наука не мыслит»?

-что есть «главная черта мышления»?

-как относятся друг к другу поэзия и мышление?

-какое определение разума дает Хайдеггер?

-что является «естественной стихией мышления»?

К в. 5:

1. Н.Гартман. Основной онтологический вопрос. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 427-437. Или: Н.Гартман. К основоположению онтологии. Ч.1,Р.1. Гл.1. Спб, 2003, с.143-173.

Вопросы к тексту:

-где, согласно автору, находится «отправная точка онтологии»?

-какой вопрос выступает в качестве «основного вопроса онтологии»?

-в чем автор видит плодотворность выражения Аристотеля «сущее как сущее»?

-о чем свидетельствует невозможность определения бытия через один из его модусов?

2. Аристотель. Метафизика. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 404-410.

Вопросы к тексту:

-почему наука о «сущем как таковом» не тождественна ни одной из частных наук?

-почему «сущее и единое – одно и то же»?

-какие категории Аристотель относит к области «первой философии»?

-почему «учение о божественном предпочтительнее всех других наук»?

К в. 6:

1.М.Шелер. Философское мировоззрение. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 8-18.

Вопросы к тексту:

-почему, согласно Шелеру, «метафизическую идею» и «метафизическое чувство» оказывается невозможным устранить из человеческой жизни?

-о каких трех видах знания говорится в тексте?

-в чем заключается специфика каждого из этих видов?

-что такое метафизика как «метаантропология»?

2.М.К.Мамардашвили. Введение в философию. Р.»Неизбежность метафизики». – М.К.Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. Спб, 2000, с. 150-167.

Вопросы к тексту:

-что выступает в качестве основного условия суждений науки?

-что такое «чистое» или «трансцендентальное» сознание?

-какие «два рода утверждений» упоминаются в тексте? В чем заключается основное различие между ними?

-какие задачи выполняют «метафизические высказывания»?

-какое определение метафизики предлагает автор?

-что выступает в качестве «основной метафизической операции в философии»?

Наши рекомендации