Онтология как основание классического способа мышления
Й семестр
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Лекции
Раздел 1. Онтология в системе философского знания 2ч.
Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.
Раздел 2. Античная философия: онтология Единого. 4ч.
Тема 2. Интуиция Единого и диалектика предела и беспредельного 2ч.
Тема 3. Категории «эйдос», «идея», «число» и представление о внутренней детерминации вещей и явлений 2ч.
Раздел 3. Осмысление трансцендентности Бытия в средневековой европейской философии 2ч.
Тема 4. Бытие как акт творения и как приобщение к Слову.
Проблема универсалий и взаимодополнительность реализма и номинализма в контексте идеи творения. Понятие реальности и категории субстанции, материи, формы. 2ч.
Раздел 4. Онтологические основания новоевропейского рационализма. 4ч.
Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч.
Тема 6. Проблематика детерминизма в новоевропейской философии и науке 2ч.
Итого 12ч.
Семинарские занятия 12 ч.
Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.
1. Роль концепта «мир» в деле самоосмысления философии.
2. Личностный смысл философии. Знание и мудрость
3. Проблема предмета философии.
4. Проблема метода философии.
5. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.
6. Метафизика как учение о началах и основаниях.
Литература:
К. в. 1:
1. М.Хайдеггер. Бытие и время. Пар.14-16. Харьков, 2003, с. 82-97.
Вопросы к тексту:
-что такое «природа» по отношению к «миру»?
-каким образом возможно осмысление феномена «мирности мира»?
-каким способом «всегда уже есть повседневное присутствие»?
-в чем заключается различие практического и теоретического поведения?
-каково соотношение «подручного» и «наличного»?
-как можно трактовать выражение «разомкнутость мира»?
-что есть, по Хайдеггеру, «бытие-в-мире»?
2.К.Ясперс. Введение в философию. Р1. «Что такое философия? ». Минск, 2000, с. 9-18.
Вопросы к тексту:
-На каком заблуждении, согласно Ясперсу, основывается поиск всеобъемлющей картины мира?
-Что стоит за выражением К.Ясперса : «Мир не является предметом»?
-каково, согласно Ясперсу, соотношение вечного и исторически обусловленного в человеческом бытии?
К в. 2:
Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с.23-28.
Вопросы к тексту:
-что такое «свободный ум»,согласно Ницше?
- как Ницше объясняет происхождение веры?
-какое умение, согласно автору, является признаком более высокой культуры?
-каково отношение свободных умов к внешним событиям?
-в чем заключается цель «свободного ума»?
2.А.В.Ахутин. Дело философии. Р.6.2.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 76-87.
Вопросы к тексту:
-о какой «природе» писали первые философы-«фисиологи»?
-о каком «не-месте» мудрости говорит автор?
-на какой вопрос пытается ответить «греческий Ум – Нус со своим Логосом»?
-в какой «точке» сходятся и расходятся «онтологические эпохи»?
К в. 3:
1.М.Хайдеггер. Основные понятия метафизики. – ВФ, 1989, №9, Пар.1 ( с. 116-118).
Вопросы к тексту:
почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?
-что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?
-как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?
- в чем заключается специфика метафизических понятий?
-какое определение метафизического мышления предлагает автор?
2. В.Виндельбанд. Что такое философия? – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 74-82.
Вопросы к тексту:
-почему философия не может считаться наукой?
-о каких двух путях поиска предмета философии упоминается в тексте?
-возможно ли определить философию на основе ее метода?
-что, по мнению автора, является «единственным остающимся философии предметом?
3. И.Берлин. Назначение философии. – ВФ, 1999, №5, с.91-98.
Вопросы к тексту:
- о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?
-какова общая черта философских вопросов?
-какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?
- как понимает автор задачи философии?
К в. 4:
1. А.Бергсон. Философская интуиция. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 131-148.
Вопросы к тексту:
- что является, согласно автору, «основанием» любой философской системы?
-в чем заключается смысл «силы отрицания», свойственной философской интуиции?
-почему нельзя говорить о преемственности в философии в строгом смысле этого слова?
-почему философия не может быть обобщением научных знаний?
-в чем заключается «удел философии», по мнению А.Бергсона?
2.Там же. В.Эрн. Природа философского сомнения. С. 236-247.
Вопросы к тексту:
-почему философское сомнение «должно заключать в себе некоторую положительную природу»?
-в чем, по мнению автора, состоит «что» сомнения?
-как соотносятся между собой сомнение и мысль?
3. М.Хайдеггер. Что значит мыслить? – М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.,1991, с. 134-145.
Вопросы к тексту:
-как можно понять выражение Хайдеггера «наука не мыслит»?
-что есть «главная черта мышления»?
-как относятся друг к другу поэзия и мышление?
-какое определение разума дает Хайдеггер?
-что является «естественной стихией мышления»?
К в. 5:
1. Н.Гартман. Основной онтологический вопрос. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 427-437. Или: Н.Гартман. К основоположению онтологии. Ч.1,Р.1. Гл.1. Спб, 2003, с.143-173.
Вопросы к тексту:
-где, согласно автору, находится «отправная точка онтологии»?
-какой вопрос выступает в качестве «основного вопроса онтологии»?
-в чем автор видит плодотворность выражения Аристотеля «сущее как сущее»?
-о чем свидетельствует невозможность определения бытия через один из его модусов?
2. Аристотель. Метафизика. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 404-410.
Вопросы к тексту:
-почему наука о «сущем как таковом» не тождественна ни одной из частных наук?
-почему «сущее и единое – одно и то же»?
-какие категории Аристотель относит к области «первой философии»?
-почему «учение о божественном предпочтительнее всех других наук»?
К в. 6:
1.М.Шелер. Философское мировоззрение. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 8-18.
Вопросы к тексту:
-почему, согласно Шелеру, «метафизическую идею» и «метафизическое чувство» оказывается невозможным устранить из человеческой жизни?
-о каких трех видах знания говорится в тексте?
-в чем заключается специфика каждого из этих видов?
-что такое метафизика как «метаантропология»?
2.М.К.Мамардашвили. Введение в философию. Р.»Неизбежность метафизики». – М.К.Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. Спб, 2000, с. 150-167.
Вопросы к тексту:
-что выступает в качестве основного условия суждений науки?
-что такое «чистое» или «трансцендентальное» сознание?
-какие «два рода утверждений» упоминаются в тексте? В чем заключается основное различие между ними?
-какие задачи выполняют «метафизические высказывания»?
-какое определение метафизики предлагает автор?
-что выступает в качестве «основной метафизической операции в философии»?