Платон и Аристотель – основоположенники двух главных моделей научного исследования
Теория познания Платона связана с учением о душе. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта. В людях есть бессмертная душа, которая до своего воплощения находилась в мире идей. Истинное знание уже содержится в нас, так как всё знание едино.
В «Пире» Платон сближает мир знания и мир чувственный. В познании необходима интуиция. Благая жизнь – между удовольствием и разумностью. Высшее благо есть мера. Таким образом, идея целесообразности и идея блага пронизывают все построения Платона.
Аристотель: критика учения об идеях Платона
1. Вечные идеи могли бы быть причиной неподвижности, а не началом движения и изменения.
2. Идеи не способствуют познанию вещей, так как они находятся вне чувственного мира
3. Идеи говорят об общем родовом признаке в вещах и ничего не дают для его познания.
А. принадлежит теория о научном доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома. Таким образом, А. в разуме признаёт способность усмотрения высших начал
С Аристотеля начинается разработка формальной логики.
Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по А., общее познаётся из частного.
6. Понятие, виды и социо-культурные предпосылки научных революций. Значение научных революций в развитии науки (концепции Галилея, П.Дюгема и К.Поппера)
16-18 вв. – эпоха научных революций. Она началась с исследований Коперника и Галилея и увеличивается фундам. физ-ко-матем-кие трудами Ньютона и Лейбница. В этот период заложены основы современного естествознания, отд. разрозненные факты добытые ремесл-ками, врачами, алхимиками, начинают систематизироваться обобщаться, образовываться новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с матем-кой формулировкой законов природы, эксперим-ной проверкой теорий, крит. отношением к религиозным и натурфилософским догматам, не имеющим опытного обоснования наука все активнее начинает направляться на решение практической нужды человечества.
Крутой поворот к изучению науки совершил Кун в «стр-ре научных революций». Наука – это сообщество ученых, объединенных достаточно жесткой программой или парадигмой, которая целиком объединяет (.) зрения каждого ученого. Именно со сменой и связывается коренные изменения в науке – научная революция.
Нормальная наука – это исследование прочно опирается на одно или несколько прошлых достижений. Эти достижения признаются как основа для дальнейшей практической Де-ти. В данном случае речь идет о традиции, т.е. наука понимается как традиция.
Одна из проблем, определивших развитие науки в нач. 20в. Получило название проблема демаркации (К.Поппер). Речь идет об определении границ между наукой и ненаукой. С его (.) зрения наблюдение уже предполагает некоторую теоретическую установку или исходную гипотезу. Нельзя просто наблюдать без предпосылок: наблюдение всегда целенаправленно и избирательно. Мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для ее решения.
Идея Поппера очень проста и красива, но тоже наталкивается на существ-ные трудности. Суть идеи сводится к: «критерием научного статуса теории явл-ся ее фальсифицируемость, опровержимость или проверяемость. Подтвердить фактами можно любую теорию, если мы специально ищем такие подтверждения. Но хорошая теория д.давать прежде всего основания для опровержения. Хорошая теория явл-ся запрещением: чем больше она запрещает, тем лучше, тем больше она рискует, тем лучше, тем больше она рискует быть опровергнутой.
Концепция П.Дюгема
Дюгем Пьер (1861 — 1916) — фр. физик-теоретик, философ и историк науки. По мнению Д., физическая теория не есть гипотетическое объяснение экспериментальных законов. Подобные объяснения составляют сферу метафизики, от которой наука должна освобождаться по мере своего развития. Основная цель теории состоит в описании – логической систематизации экспериментальных законов. Д. отвергает традиционное толкование описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений. Согласно Д., опытные данные всегда рассматриваются сквозь призму теоретических понятий. Всякий экспериментально установленный закон не является точным, но только приблизительным, а потому он поддается преобразованию в символический закон.
Важным вкладом Д. в эпистемологию является новый подход к отношению между философией науки и историей науки: начиная с Д. история науки становится интегральной частью философии науки.
С именем Д. связан след. тезис науч. закон получает своё значение в контексте всей науч. теории и не может проверяться и опровергаться изолированно от др. законов. Если некоторое предсказание не оправдывается, это означает, что какая-то гипотеза из системы взаимосвязанных гипотез должна быть отброшена, но какая именно — устанавливает не эксперимент, а решение учёного.
Д. считал, что история проблемы или понятия необходима для их понимания, поэтому история науки должна быть существ. частью работы учёного. Ему принадлежат ценные работы по истории науки.