Духовно-нравственные ценности в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Подобно Данте, автору «Божественной комедии», Н. В. Гоголь также был убежден в своем призвании сказать России, а через нее и всему миру некое проникновенное и спасительное слово, которое обличит всю меру духовного падения человечества и внушит ему надежду на будущее. Этим словом стала его поэма «Мертвые души», в которой все происходящее оценивается перед лицом жизни и смерти, в свете вечного существования души. Все планы бытия: философский, социальный, этический, включая даже такие злободневные и острые вопросы, как крепостное право, — в поэме Гоголя оказываются перед неумолимым судом вечности. Точка зрения, с которой автор рассматривает различные аспекты человеческой жизни, обозначена уже в самом названии поэмы «Мертвые души». Здесь мертвым названо то, что от сотворения предназначено к вечной жизни. Антитеза «живой — мертвый», лежащая в названии поэмы, помогает Гоголю показать охвативший современное общество процесс омертвения человеческой души и необходимость ее духовного возрождения.
По странной иронии судьбы в русском языке слово «душа» стало и обозначением духовности, делающей человека человеком, «представителем образа Божия» на земле, и обозначением рабочей единицы при крепостном праве. Во втором случае человеческая жизнедеятельность сводится лишь к способности выполнять обязанности по барщине и оброку. При употреблении слова «душа» в этом значении все, относящееся к проявлению духовности и личного начала, отчуждается от человека.
Но если происходит отчуждение духовности, почему же не может произойти отчуждение самой жизни? И вот души умерших крепостных крестьян становятся предметом торговли среди помещиков. В разговоре с Маниловым Чичиков просит продать ему или уступить крестьян «не живых в действительности, но живых относительно законной формы». Не существующие в реальности души могут быть проданы или подарены. Они могут принести вполне ощутимый доход благодаря законному соблюдению формальностей в бюрократически устроенном государстве. Поэтому Чичикова не огорчило печальное известие о помещике Плюшкине, у которого умерло много крестьян, а доставило ему невероятную радость. Он даже «почувствовал небольшое сердечное биение» в надежде хорошо поживиться. Получив же за бесценок души, он возвращается в город в веселом расположении духа. С такой же легкостью мертвые души и тем самым как бы сама смерть становятся предметом азартной игры у Ноздрева. Он предлагает поставить всех умерших на карту наряду с шарманкой. Коробочке с ее хозяйственным складом ума мертвые души показались странным товаром. Однако ее беспокоила не нравственная сторона дела. Она просто не знала настоящей цены на мертвых и боялась продешевить. В стремлении извлечь материальную выгоду ни один из помещиков не задумался, насколько безнравственно совершать подобные сделки.
Между тем многочисленные факты смерти, упомянутые автором в поэме, побуждают к серьезному размышлению над вечными аспектами человеческого бытия. Они напоминают об ответственности каждого за свое земное поприще. Смерть — это роковое событие, подводящее итог
временному существованию человека на земле, его заслугам или прегрешениям. Пока человек жив, все еще можно поправить, но как только он перешагнул через этот рубеж, уже ничего не вернуть. Описывая смерть прокурора, умершего от непосильного для него процесса мышления, Гоголь говорит, что «появление смерти так же было страшно в малом, как страшно оно и в великом человеке». Однако реакция жителей города на эту смерть была совершенно другой. Они оказались не способны выйти из круга своих обычных, повседневных забот. Провожая тело прокурора, чиновницы, как всегда, оживленно говорили «о вечных своих фестончиках и нашивочках», о приезде нового генерал-губернатора и о балах, которые он даст. Подводя итог, автор хочет сказать, что «смерть поражает нетрогающийся мир».
Смерть также заставляет задуматься о том, что земное существование человека не сводится к последовательности механических действий, которые совершает его тело. О жизненных проявлениях прокурора сказано, что он «ходил, двигался, играл в вист, подписывал разные бумаги» и подмигивал левым глазом. Скрывался ли какой-нибудь смысл в том, что он делал при жизни? Или его существование было совершенно пустым и бессмысленным, подобно существованию куклы-автомата, имеющей внешний облик человека, но лишенной его внутренней жизни. Только когда прокурор был уже одно бездушное тело, окружающие узнали, что у покойника точно была душа, «хотя он по скромности своей никогда ее не показывал». Отсутствие души стало заметно лишь в результате смерти, внезапно постигшей человека.
Мотив опустошенности, мертвенности и неподвижности человека проходит через всю поэму. Если крестьяне, которых покупает Чичиков, физически мертвы, то помещики, владеющие крепостными крестьянами и единолично распоряжающиеся их судьбами, мертвы духовно. По замечанию Гоголя, в его поэме один за другим следуют герои один пошлее другого. Эту галерею открывает образ Манилова, который помещен в преддверии «ада российской действительности». Подобно «Божественной комедии» Данте, отправным пунктом путешествия по аду в поэме Гоголя является безличие, и в этом смысле — мертвенность. Характер здесь заключается в полном отсутствии такового. В представителях рода человеческого, помещенных здесь, нет ни греха, ни добродетели, потому что в них нет активной силы. Именно к такому роду людей примыкает Манилов: «Люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Приятное впечатление, которое он производит в начале знакомства, скоро сменяется смертельной скукой. В нем нет никакого задора, никакой страсти, от него не дождешься «живого или даже заносчивого слова». У следующих за Маниловым персонажей хотя бы появляется своя «страсть», свой «задор», подобный скупости Плюшкина или неугомонной юркости и нахальству Ноздрева.
Хозяйственность Собакевича на фоне халатности Манилова может показаться на первый взгляд чем-то положительным. Однако сосредоточенность интересов исключительно на материальной стороне жизни так же ведет к омертвению личности, как и прожектерство и неспособность к практической деятельности. Подобно прокурору, окаменевшая душа Собакевича тоже никак не проявляла себя при жизни. Пока Чичиков излагал ему суть дела, связанного с продажей умерших крестьян, Собакевич слушал. Однако в его лице не было ничего похожего на выражение человеческого чувства. «Казалось, вэтом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». О таких людях можно сказать, что их душа оказалась поглощенной телом.
Завершает галерею помещиков образ Плюшкина, ставший своеобразной прорехой на человечестве. Однако, несмотря на невероятную духовную деградацию, именно в этом персонаже проявляется что-то, похожее на человеческое чувство. Когда Чичиков упомянул имя председателя палаты, бывшего школьным товарищем Плюшкина, на его «деревянном лице скользнул какой-то теплый луч», какое-то бледное отражение чувства, то есть истинного, живого движения, которым был одухотворен человек. Это слабое проявление жизни отличает Плюшкина наряду с Чичиковым от других персонажей поэмы. С Маниловым, Коробочкой, Ноздревым или Со- бакевичем такое движение души не могло произойти. Они уже окончательно окаменели, «тогда как в Плюшкине заметны еще последние отзвуки подземных ударов». Выходит, что он не мертвее, а живее всех предшествующих персонажей. Недаром автор сообщает его предысторию, в которой процесс омертвения человека прослеживается во времени и дается как результат всей его жизни. В начале своей жизни Плюшкин — человек совсем иной душевной организации, в нем была только возможность его будущего порока. Автор скорбит, рассказывая историю его жизни и формирования характера, которая привела к постепенному угасанию его человеческой личности. Тем не менее впоследствии только ему и Чичикову предстоит пережить духовное возрождение и обновление.
Другой персонаж, история души которого включена в повествование на фоне окончательно окаменевших в своей неизменности характеров, — это Чичиков. Для Гоголя он является характерным представителем современного русского мира, а через него — всего современного человечества вообще. Поэтому исправлению и очищению Чичикова от пороков автор придавал большое значение. Именно воскрешение его омертвевшей души, по замыслу писателя, должно свидетельствовать «о величии небес и Божьей премудрости».
Антитеза «живой — мертвый», лежащая в основе поэмы Гоголя, имеет отношение не только к физически живым или физически мертвым персонажам, она связана с проблемой омертвения и возрождения человеческой души, путей ее духовного обновления и роста. Стремясь показать «всю Русь», Гоголь имел в виду не только социальную, бытовую сторону ее жизни, но и ее духовное бытие. Именно это стало источником непреходящего художественного воздействия поэмы на все последующие поколения читателей.
Роль образа Чичикова в создании композиционного единства поэмы Н. В. Гоголя ♦Мертвые души*
Гоголь сумел по достоинству оценить подсказанный ему А. С. Пушкиным сюжет для большого «сочинения», построенного на афере с мертвыми душами. Этот сюжет был хорош тем, что давал автору «полную свободу изъездить вместе с
героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Однако, чтобы реализовать свой замысел, Гоголь нуждался в подходящем герое. Сатирическое изображение пошлой жизни с ее недостатками, пороками и всевозможными отклонениями от нормы, к которому стремился писатель, требовало не благородного героя нравоучительного романа и не героя- романтика, а «подлеца». Слово «подлец» имеет несколько значений. Оно обозначает и человека низкого происхождения, выходца из черни, и того, кто готов достигать цель бесчестным путем. Поэтому центральной фигурой поэмы Гоголя становится не высокий герой, а антигерой. А цепь добродетельных поступков или рыцарских подвигов заменяется на ряд проделок, совершаемых этим персонажем в соответствии с задуманной им авантюрой. Это сближает произведение Гоголя с традицией плутовского романа. Павел Иванович Чичиков, происхождение которого «темно и скромно», а вся энергия направлена на то, чтобы подняться вверх и удержаться на жизненной волне, является композиционно связующим образом в романе. Он проходит практически через все эпизоды, помогая автору показать всю Русь «с одного боку».
Как центральный персонаж Чичиков обладает всеми преимуществами сквозного героя литературного произведения. Благодаря его активности автор может показать читателю различные сферы русской жизни, заглянуть в такие места, «куда бы никакому автору не пришло в мысль забраться». Ведь Чичиков был способен отыскивать контрабанду «в колесах, дышлах, лошадиных ушах и невесть каких местах».
Трехчастное построение композиции поэмы связано с той «негоцией», которую задумал Чичиков. Именно ради этого он появляется в губернском городе в первой главе поэмы и знакомится с чиновниками. Затем в главах со второй по шестую он посещает помещиков, разъезжая по губернии. В седьмой главе он возвращается в город, чтобы оформить купчие на приобретенных им крестьян. Наконец, в одиннадцатой главе, которая вместе с первой обрамляет все действие, он покидает город из-за возникшего скандала, благополучно увозя с собой все купчие. В этой же главе помещается история его жизни.
Прибыв в незнакомый ему город, Чичиков прежде всего отправляется с визитами к городским сановникам. Он объезжает их в иерархическом порядке: губернатор, вице-губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер, откупщик, начальник над казенными фабриками и под конец инспектор врачебной управы и городской архитектор. Перед читателем возникает картина государственного порядка, отражением которого является губернское начальство. Возвратившись в город для оформления покупки, Чичиков снова встречается с прежними лицами. Однако теперь он не просто приезжий, а посетитель казенной палаты. Это дает возможность показать суть государственной деятельности чиновников, заглянуть во святое святых таинственного храма правосудия и увидеть то, что недоступно непосвященному взору постороннего лица: священнодействия «неподкупных жрецов Фемиды», беззастенчиво вымогающих взятки.
Со своим странствующим героем Гоголь открывает светскую жизнь дворянства не хуже, чем официально-деловую. Два бала, на которых присутствует герой, представляют эту сторону жизни губернии. Бал — это место, где границы служебной иерархии ослаблялись. И тоненькие, не имевшие ни той «благодати», которая лежала
в шкатулках толстых, ни их весомого положения в обществе, могли почувствовать свое превосходство благодаря умению ловко танцевать и смешить дам. Чичиков же, как известно, был не слишком толст и не слишком тонок. Однако он тоже умел отпускать комплименты дамам не хуже других и находчиво поддерживать разговор с солидными членами общества. Праздность, пустословие, сплетни — отличительная черта светской жизни губернии. К такому выводу приходит автор. Об этом размышляет и практичный герой поэмы, раздраженный неуместностью балов и гуляний во время неурожая и голода, постигших губернию.
Путешествие Чичикова по губернии, изображенное в центральных главах поэмы, дает возможность детально показать существование каждого помещика отдельно, безвыездно проводящего большую часть времени в своем «угле». Частная, семейная и хозяйственная жизнь дворян становится объектом пристального наблюдения и автора, с горечью отмечающего процесс омертвения человеческих душ, и Чичикова, с радостью узнающего об эпидемиях и промотавшихся помещиках в надежде поживиться за их счет.
Галерея помещиков, следующих один за другим, представляет все варианты возможного отношения к хозяйству и связанному с ним материальному благополучию, в конечном счете к деньгам, ставшим предметом всеобщего вожделения. Безразличие и попустительство Маниловых, не знавших, что делалось в их хозяйстве, почему в кладовых пусто, а ключница ворует, не могут быть одобрены автором. Как не одобрена бессмысленная скупость Плюшкина, морившего своих людей голодом, в то время как содержимое его амбаров превращалось в прах. Однако изобилие и достаток в имении Собакевича вместе с рачительностью Коробочки также не соответствуют авторскому идеалу. Пустомыслие и неспособность к практической деятельности, как и чрезмерная погруженность в материальные заботы и расчет, ведут к пренебрежению духовными ценностями и являются причиной омертвения — процесса, который охватил все слои русского общества.
Чичиков как центральный персонаж хорош не только тем, что с его помощью можно изъездить все уголки России. Он как зеркало, в котором отражается истинное состояние социальной и духовной жизни нации. В конечном счете ни один из помещиков не отказал ему в просьбе продать мертвые души. Сделка не состоялась только с Ноздревым, который сам пытался поживиться за счет своего гостя и предложил ему выиграть души или обменять их на невыгодных условиях. Упрямство Коробочки объясняется ее боязнью продешевить. Она хотела повременить, чтобы узнать настоящую цену на этот «небывалый товар» и продать его повыгоднее. Деньги стали для всех высшим мерилом ценностей, а человеческие души — предметом купли и продажи. Это свидетельствует о духовной и нравственной деградации общества в целом.
Таким образом, с фигурой Чичикова связан не только пространственный и социальный, но и философский, или духовный, план поэмы Гоголя «Мертвые души». Автору так же был необходим этот персонаж, как Данте нужен был Вергилий, сопровождавший его по кругам ада. Ибо не приди в голову Чичикову мысль о покупке мертвых душ, которая потребовала от него длительного путешествия по необъятной стране и встреч с самыми разными людьми, «не явилась бы на свет сия поэма».