Направления необихевиоризма.

Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, Скиннер). Философские предпосылки: 1) прагматизм Дьюи2) позитивизм Необихевиоризм развивается в 30-60 е гг. XX века. Основными положениями необихевиоризма являются: 1. предмет психологии – процесс научения2. большинство видов поведения подчиняется законам условных рефлексов3. психология должна принять принципы операционализма. Операционализм – это общий подход, целью которого является выработка научной терминологии для освобождения от проблем, которые не являются фактически наблюдаемыми и физически воспроизводимыми. Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Подход Эдварда Толмена называется целенаправленным бихевиоризмом, т.к Толмен любил говаривать, что «поведение пахнет целью» (цит. по книге Шульца), любое поведение всегда направлено на цель. Толмэн ввел понятие молярного поведения, критериями которого являются: направленность на цель, специфическая картина объектов (то есть когнитивные карты), селективность по отношению к средствам. Промежуточные переменные опосредуют поведение, поэтому оно имеет полидетерминированный характер. Среди переменных, которые детерминируют поведение независимые переменные (стимулы и исходное физиологическое состояние организма), внутренние переменные - система потребностей, система ценностных мотивов, бихевиоральное поле – ситуацию, в которой совершается деятельность, прежний опыт. Для обозначения ненаблюдаемых факторов, внутренних процессов, которые связывают стимульную ситуацию с наблюдаемой реакцией ввел понятие промежуточных переменных. Толмену принадлежит когнитивная теория научения: повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Это свидетельствует о том, что организм познает окружающий мир, в ходе многократного выполнения действия создаются гештальт – знаки. На основе гештальт знаков (признаков, ассоциирующихся с некоторой точкой выбора) создаются когнитивные карты – сети гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Таким образом, Толмен расширил представления Уотсона о том, что поведение является целостным актом, а также расширил круг независимых переменных, детерминирующих поведение, введением промежуточных переменных. Кларк Халл (его теория называется теорией снижения потребностей) расширил схему поведения: ST - O - R (где О – состояние организма). Объективация промежуточных переменных возможна за счет связи с объективным раздражителем (например, о величине голода можно судить по количеству съеденной пищи и скорости ее поглощения). Ввел понятие «градиента цели» для обозначения феноменов ускорения продвижения к цели. Человеческое поведение рассматривал как автоматическое и свел его к языку физики. «Меня не раз поражало, что человеческий организм является самой удивительной машиной – и все же машиной». В книге «Принципы психологии» излагает математическое обоснование психологии. По Халу существует 4 полезных метода науки: простое наблюдение, систематическое контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод. Автором гипотетико-дедуктивного метода является К.Халл – это метод установления постулатов, на основании которого дедуктивным путем выводится заключение, которое затем подвергается экспериментальной проверке. Потребности Халл рассматривал как отклонения организма от оптимальных биологических условий. Побуждение проявляет себя через стимулы, которые инициируют поведение. Сила побуждения может быть измерена через интенсивность реакции организма. Побуждение неспецифично, оно не направляет поведение, но дает ему энергию. Целенаправленность определяется стимулами окружающей среды. Халл выделил 2 вида побуждений: первичные (непосредственно связаны с выживанием) и вторичные (образуются в результате научения). Теория научения Хала сосредоточена на принципе подкрепления, что является существенным для закона Торндайка. Закон Хала о первичном подкреплении – когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением интенсивности потребности, то это приводит к увеличению вероятности того, что при последующем возникновении того же стимула будет возникать та же реакция. Вторичное подкрепление состоит в том, что любой стимул, который последовательно ассоциируется с подкрепляющей ситуацией, приобретает способность вызывать обусловленное сдерживание, таким образом, снижая интенсивность стимула и самостоятельно производя результирующее подкрепление. Оперантный бихевиоризм Скиннера. В отличие от респондентного поведения (стимул порождает реакцию) Скиннер вводит понятие оперантного поведения (поведение воздействует на среду, генерируя последствия). Оперантное поведение –это поведение, определенное данным следствием (например, голубь ходит по клетке и в отсутствии внешних воздействий вытягивает шею выше определенной отметки, на которую он обычно вытягивает шею. В этот момент он получает подкрепление. То есть спонтанная активность животного впоследствии подкрепляется, само поведение появляется без внешне наблюдаемых стимулов). Ключевым параметром научения является подкрепление. Различие оперантного обусловливания от классического: при классическом обусловливании подкрепление сочетается со стимулом, при оперантном – подкрепление зависит от реакции. В случае классического обусловливания реакция происходит по принципу «все или ничего», при оперантном - имеет континуальный характер. Схемы подкрепления по Скиннеру: при каждой реакции, с фиксированным интервалом, с фиксированной частотой (когда подкрепление следует за выполнением определенного числа условных реакций). Угасание поведения: скорость угасания возрастает, если подкрепление было непрерывным и резко прекратилось. Скорость угасания тем меньше, чем больше было подкреплений с перерывами. Самые высокие показатели реагирования были получены при схеме подкрепления с фиксированной частотой на людях, крысах и голубях. (например, сдельная оплата, когда з/п зависит от количества произведенной продукции). Скиннер разработал программу по модификации поведения посредством положительного подкрепления. Эта программа широко распространялась в психиатрических клиниках, фабриках и школах. Критика Скиннера связана со статьей «Что неправильно в западном образе жизни?», в которой он утверждает возможность улучшения образа жизни общества за счет переустройства общества на основе своей теории. Его обвинили за экстраполяцию опытных данных за пределы экспериментальных ситуаций. Также Скиннера критиковали за описание им процесса речи как процесса оперантного подкрепления(младенец изучает язык слово за слово), игнорирование грамматических правил и наследственных факторов. Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988). В начале своей карьеры Бандура в основном сосредоточился на проблемах научения как следствия прямого опыта. Этот интерес привел к программе исследований, посвященной изучению механизмов обучения. Начав с методологии «стимул-реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем. что встают перед самим субъектом. Большое распространение имеет подражание людям, занимающим высокое положение. При этом более доступным, т. е. более простым, образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.Исследования показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок. Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве.Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эффективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.Бандура также является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации». При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т.д.). Успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у клиента.

Вопрос составлен по мотивам семинаров, конспекта ответов, присланных Женей, учебника Шульца и хрестоматии Ждан.





Наши рекомендации