Структурная психология Э. Титченера.
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки – различные подходы к пониманию предмета, метода, задач.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, да и собственно начало экспериментальной психологии в США.
В основном разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Таким образом, цели:
- анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
- определить принципы и закономерности их соединения;
- связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. (Отправлю-ка к Жениному вопросищу №39).
Оговорившись, дабы подчеркнуть изощренность его метода: Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
- ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
- образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
- чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией! О как, ловко.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Но не влился органически в американскую психологию с ее интересом к индивидуальным различиям. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.