Структурная психология Э.Титченера.

Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, Корнелльский университет, начало экспериментальной психологии в США.

Разделял вундтовское понимание предмета психологии какнауки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел визучении структуры ассоциации и связей, ее образующих. Путь к этому - в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.

Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучатьструктуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучениесознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!

Цели структурной психологии:

- анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;

- определить принципы и закономерности их соединения;

- связать эти закономерности с физиологической организацией.

Метод: аналитическая интроспекция.

Под сознанием понимает «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. Термин структурная психология часто заменял на экзистенциальная психология,подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). У него была тренировка испытуемых. Нет индивидуальных различий. Можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. Аналитическая интроспекциядает материал о собственно психологических фактах; из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непосредственные ощущения.

Требования к самонаблюдению:

§исключить внешние влияния, создать хорошие условия

§внимательно следить за ходом сознания

§пытаться выразить явления сознания словами

§не отвлекаться и внутренне проникнуться задачей

В качестве первичных элементов сознания выделяет:

- ощущения: обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Являются элементамивосприятия (составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными и слуховыми).

- образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.

- чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.

Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса. Спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли (правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов, установка), ощущается лишь его интроспекцией.

Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучениезамкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что только изучив структуру сознания можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал еефундаментальной, а не прикладной наукой.

Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.

Критика:

- критиковали метод интроспекции;

- обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы;

- определение психологии;

- узкая сфера применения психологии.

Наши рекомендации