И.Ф. Гербарт как основатель немецкой эмпирической психологии.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – философ, педагог и психолог. Сторонник ассоциативной психологии.

  1. Основные идеи:

под влиянием идей Локка считал, что психологию необходимо основывать на опыте, поэтому предметом психологии считал факты и явления сознания.

Под сознанием Гербарт понимал сумму действительных представлений, их свойство.

Единицами сознания считал представления. Представление – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов.

Представления отличаются друг от друга по 2 критериям: качественному и количественному. Количественный критерий – это сила представления, которая субъективно воспринимается как ясность.

Разрабатывал два вида психологии: статическую и динамическую.

статическая психология динамическая психология
предмет: структура сознания в период покоя. По критерию степени ясности представлений выделил три области сознания (влияние идей Лейбница) 1) сознание ясное – та область сознания, где находятся представления с наибольшей степенью ясности. 2) менее ясное сознание (или просто сознание – менее ясные представления 3) область бессознательных представлений. Для обозначения границ между различными областями сознания вводит понятие порога. Между ясным сознанием (1) и менее ясным сознанием (2) находится порог ясного сознания. Между областью менее ясного сознания (2) и бессознательным (3) находится порог сознания. предмет: условия взаимодействия представлений в сознании. Представления могут динамично перемещаться в разные моменты времени в разные области сознания. Условия проникновения представлений в область ясного сознания: 1) значимость представления для субъекта 2) запас прошлого опыта. Новые впечатления будут осознаваться благодаря взаимодействию наличного и прошлого восприятий. Гербарт ввел специальное понятие «апперцептирующей массы» для обозначения запаса прошлых впечатлений. Виды взаимодействия представлений: 1)соединения нового опыта и прошлого опыта представлений - понятие апперцепции (важно: у Гербарта это понятие носит эмпирический смысл в отличие от идеалистического у Лейбница и Канта). 2) Компликация –слияние представлений (данных отдельных ощущений), при котором они сохраняют свою самодостаточность 3) слияние сходных представлений 4) вытеснение одних представлений другими Результаты взаимодействия представлений: 2) чувства. Например, чувство неудовольствия является результатом стеснения представлений. 3) воля


идея апперцепции была его дидактическим принципом в педагогике – последующее строится на предыдущем.

  1. Методы исследования сознания должны основывать на математике. Именно применение в психологии математики поможет, по мнению Гербарта, получить научные знания о душевных процессах. Считал метод эксперимента не применимым в психологии, т.к. это манипуляция над людьми. Также не применимы методы наблюдения и самонаблюдения, т.к. они не объясняют душевных процессов.
  2. Труды:

3.1 «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824 -1825)

3.2. «Учебник психологии» (1816)

3.3 «Очерк педагогических чтений» (1835)

4. Последователи научной школы Гербарта:

4.1 Мориц Вильгельм Дробиш (1802 – 1896) – математик, логик, философ – идеалист, психолог, популизатор и распространитель идей Гербарта

4.2 Теодор Вайц (1821 – 1864) – идея объективного изучения психики через изучение быта, культуры, нравов, религии, политической системы народов.

4.3. Мориц Лацарус (1824 – 1903) и Гейман Штейнталь (1823 – 1899) – основатели этнической психологии, основали журнал «Журнал психологии народов и языкознания», в программной статье главной задачей была названа задача изучения духа народов (язык, мифы, творчество, религия и etc.). Лацарус еще занимался психологическим анализом юмора, языка и их отношений к мышлению.

Вопрос написан по мотивам лекций А.Н Ждан и одноименного учебника.

32. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е годы XIX века. В это время происходит создание специальных научно-исследовательских учреждений в виде психологических лабораторий, кафедр в высших учебных заведениях.

Естествознание XIX века характеризуется рядом открытий в области механики, химии, биологии:

1) открытие закона сохранения энергии Гельмгольцем (1847г.)

2) клеточная теория М. Шлейден, Т. Шванн, 1838г.

3) эволюционная теория Ч.Дарвина, которую он изложил в книге «О происхождении видов» в 1859г.

4) открытие гомеостатических механизмов саморегуляции внутренней среды организма Клодом Бернаром

5) закон наследственности Менделя.

6) Открытие Дюбуа – Реймоном электрической природы нервного процесса (до этого было представление о животных духах)

Значения для психологии: Открытия в науке XIX века были связаны с общими вопросами происхождения жизни и человека в частности. Общие вопросы объяснения жизни давала физико-химическая теория. До этого в биологии господствовало идеалистическое течение - витализм (берет начало от анимизма – представления об одушевленности всех тел природы –в допущении наличия в организмах особой нематериальной жизненной силы).

Все эти открытия поставили вопрос о границах естествознания. Так, Дюбуа-Реймон в речи «О границах естествознания» объявил недоступными для человеческого познания собственно философские проблемы о сущности материи и силы, субстанции и сознания, как из физико-химических процессов могут быть объяснены идеальные процессы.

7) развитие учения о рефлексе:

английский анатом, физиолог и патофизиолог Чарльз Белл и французский физиолог Франсуа Мажанди параллельно и независимо друг от друга экспериментально установили различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки представляют собой моторные нервы и осуществляют двигательную функцию, задние корешки- чувствительные. Открытие вошло в историю под названием закона «Белла – Мажанди» и заключалось в анатомическом обосновании того, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Важной была идея Белла о регулирующей роли мышечного чувства в осуществлении движения (в контексте идеи «нервного круга»).

Идея «нервного круга», сформулированная Беллом, была воспринята психологами в 30-е гг. XX века в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия об обратной связи (та часть учения Белла, где речь шла о роли мышечного чувства в ощущении усилия во время движения).

8) Развитие теорий физиологии органов чувств.

7.1 Иоганнес Мюллер – немецкий физиолог, создатель теории специфической энергии органов чувств, включающей 10 законов. Первый закон гласит о том, что наши органы чувств дают нам информацию не об объекте, но о своих характеристиках, т.к. ощущения складываются в анализаторах складываются через посредство сенсорных нервов. Согласно второму закону о принципе специфичности, каждому из пяти видов сенсорных нервов и соответствующих им пяти органов чувств присуща своя специфическая энергия, которую эти органы навязывают уму. Согласно третьему закону, специфичность проявляется в том, что один и тот же внешний стимул в различных органах вызывает различные виды ощущений. То есть, хотя причинно ощущений выступают внешние стимулы, но ощущение не воспроизводит его свойства. Мы не столько видим, слышим, сколько ощущаем внутреннюю нервную энергию.

Иоганнесу Мюллеру также принадлежит нативистическая теория восприятия пространства – органы восприятия имеют прирожденные способности к пространственному зрению. Эти взгляды разделяли немецкий психолог К.Штумпф и физиолог Геринг.

7.2 Томас Юнг в 1801 г. выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения: на сетчатке имеется три вида рецепторов, отвечающих на красный, зеленый и фиолетовый цвета.

7.3. Геринг – фотохимическая теория цветового зрения – в каждом глазу по три фоторецептора, а в каждом фоторецепторе пара цветоощущающих веществ: бело-черные, красно- зеленые, желто-синие. Процессы ассимиляции и диссимиляции определяют ощущение.

7.4. Эрнст Генрих Вебер – профессор анатомии и физиологии лейпцигского университета. Изобрел циркуль Вебера (или эстезиометр) для экспериментальных исследований осязания и определил, что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновений. Вебер внес вклад в возможность измерения в психологии. Он проводил эксперименты по различительной чувствительности, в которых установил, что для каждого органа чувств есть своя константная величина отношения величины нового раздражителя к исходному, которая приводит к ощущению их разницы.

7.5. Герман фон Гельмгольц – изобрел в 1851 г. офтальмоскоп дабы исследовать глазное дно. В знаменитой работе «Физиологическая оптика» описал психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Теория бессознательных умозаключений утверждает, что перцептивный образ является результатом соединения данных ощущений с прошлым опытом . Восприятие подобно процессу умозаключения, в котором происходит сопоставление нашего впечатления с какой-либо частью прошлого опыта, а затем делается вывод о том, что же имеет место в данный момент. Особенности бессознательных умозаключений: они возникают бессознательно и не управляются сознанием, формируются в опыте, механизмом умозаключений являются сенсомоторные связи между зрительными ощущениями и ощущениями от движения глаз в процессе восприятия.

Значение для психологии: Данная теория выявляется принципиальную недостаточность метода самонаблюдения в психологии.

8.. Исследования мозга:

8.1 Франс Йозеф Галль отличил серое вещество от белого вещества мозга. Френология (термин его ученика Шпурцгейма, а сам Галь называл свое учение органологией) Галля – учение о локализации способностей человека в различных областях мозга. Положительное значение для психологии состоит в понимании специфичности функций разных участков мозга, т.к. до этого мозг казался однородной массой.

8.2. Пьер Флуранс – французский физиолог проводил эксперименты по разрушению полушарий мозга у птиц и обнаружил, что через некоторое время, независимо от того, какая часть мозга разрушена у птиц наблюдалось восстановление поведения. Флуранс сделал неправомерный вывод о функциональной однородности мозга. Значение же полученных данных потом было переосмыслено, как проявление пластичности мозга

8.3 открытия Поля Брока центра моторных образов слов и Карла Вернике центра сенсорных образов слов, Г.Т. Фритчем двигательных центров в коре

8.4. Х. Джексон - преодоление узкого локализационизма и представление об уровневой организации психических функций.

Значение для психологии: представления о материальных основах психики, проблема соотношения физиологических механизмов психических функций и психологического анализа. В ходе решения проблемы соотношения физиологических процессов и психологических процессов появилось два направления: параллелизм (психическое – эпифеномен физиологического, отсюда следует отсутствие необходимости выделения психологии в самостоятельную науку) и взаимодействие психических и физиологических явлений (отсюда следует значимость психологии как науки).

9. Исследования гипноза:

Франц Месмер – первооткрыватель гипнотических явлений, И. Бергейм, Ж. Шарко, П. Жане – внесли свой вклад в развитие идеи бессознательного.

10. Психофизика:

Задача психофизики по Фехнеру: изучить соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика) и между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Экспериментальные методы измерения ощущений через измерения интенсивности физического раздражителя. Единицей измерения является минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает едва заметное ощущение (нижний абсолютный порог). Мера измерения ощущений – разностный порог. Методы исследования: метод едва заметных различий, метод постоянных раздражителей, метод средних ошибок. Впервые осуществил приложение математики к психологии.

11. Психометрия: измерении скорости протекания психических процессов. Эта линия в психологии началась в астрономии, т.к. там было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, но всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Фридрих Бессел – немецкий астроном ввел понятие «личного уравнения» для обозначения разницы в показаниях различных наблюдателей. Изобретение астрономами хроноскопа.

В психологию был перенесен факт индивидуальных различий в скорости восприятия и началось изучение условий, влияющих на личное время (например, ожидается сигнал или нет).

Франц Корнелис Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов.

Людвиг Ланге – немецкий физиолог показал, что в зависимости от наличия у испытуемого установки на моторный аспект или сенсорный аспект реакции время реакции существенно меняется. Так началось исследование установки.

Значение для психологии психофизики и психометрии: возможность объективного подхода к психическим явлениям.

12. Значение развития эволюционных идей в биологии для психологии.

12.1 Открытие Чарльза Дарвина факта изменчивости видов и законов эволюции (принцип изменчивости и наследственности) дало материалистическое истолкование целесообразности в виде приспособленности организмов в природе. В трудах Дарвина впервые был поставлен вопрос о сопоставлении психики животных и человека. Разработка идей Дарвина получила 3 основных направления: психология животных, детская психология и психология малокультурных народов.

12.2 Идея приспособительного значения психики развивалась Гербертом Спенсером в его концепции эволюции применительно к человеку и обществу (социальный дарвинизм).

12.3 Идеи Дарвина об отсутствии качественных отличий между интеллектом человека и животных привело к истолкованию психических проявлений животных по аналогии с психикой человека. Эти идеи была развиты Джорджем Романесом (антропоморфизм как направление сравнительной психологии). Конвей Ллойд Морган - английский биолог установил, что животные способны к научению путем проб и ошибок и ввел одноименный термин. Оба исследователя в области сравнительной психологии принадлежат к анропоморфическому направлению, т.к. приписывали сознание в истолковании поведения животных.

12.4. Механистическое направление в сравнительной психологии было оппозицией антропоморфизму и утверждало отсутствие у животных какой- либо психики (например, теория тропизмов Жака Леба)

12.5 Механистическое направление в сравнительной психологии очень возмутило американского зоолога Дженнингса и он решил показать экспериментально, что даже у простейших есть элементарные формы научения и в зависимоти от физиологического состояния животного в данный момент оно по- разному реагирует на один и тот же внешний стимул.

12.6. Эдвард Торндайк сформулировал законы научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Разработал методы объективного изучения психики – экспериментальные техники проблемного ящика и лабиринта.

12.7 Под влиянием Дарвина возникла отдельная отрасль – детская психология . У Дарвина была небольшая статья «Биографический очерк одного ребенка», где он описывал наблюдения за поведением сына с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей стали появляться исследования в форме наблюдений за развитием ребенка. Первой теорией была теория рекапитуляции Стенли Холла и Дж. Болдуина. В основе их теории лежал биогенетический закон Геккеля (онтогенез – ускоренно повторяет филогенез). Согласно закону рекапитуляции ребенок в процессе онтогенеза повторяет этапы культурного развития, которое прошло человечество (дикость, собирательство, охота, скотоводчество).

Позже теория рекапитуляции была дополнена учетом влияния внешних факторов на развитие ребенка в концепции двух факторов Вильяма Штерна

12.8.Третье направление развитие идей Ч. Дарвина связано с решением вопроса о различии психики современного человека и психики первобытного. В Англии возникла концепция первобытного анимизма (представители: Эдуард Тейлор. Джеймс Фрэзер), которая утверждала, что а всех этапах человеческого развития мышление человека всюду одинаково. Различия в представлениях о мире на разных этапах исторического развития связано с ограниченным опытом и недостаточностью знаний. Эти взгляды были подвергнуты критике в начале XX века французской социологической школой, которая выступила с положением о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.

Вопрос написан по мотивам книги А.Н. Ждан, ее лекций и учебника Шульца.

Наши рекомендации