Значение эволюционной концепции Ч.Дарвина для психологии.

Развитию психологию способствовало появление принципа эволюции и принципа развития. Концепция эволюции распространилась на весь мир и овладела умами многих ученых, современников Дарвина. Эволюционная теория распространилась на интерпретацию явлений как органического мира, так и неорганического, а т.ж. на объяснения феноменов человеческого общества. Не осталась в стороне и психология, что было отмечено появлением зоопсихологии, эволюционного ассоцианизма, бихевиоризма и различных генетических концепций. Закон Эволюции развитие идет от:

1) простого к сложному; от рассеянного к сплоченному, то есть характеризуется концентрацией;

2) общего (однородного) к разнородному, то есть характеризуется дифференциацией;

3) неопределенного к определенному, то есть индивидуальному.

Дарвин (1809-1882) - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством ученых ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора, как основное объяснение эволюции, стала общепризнанной лишь в 30-х годах XX-го столетия. Законы, указанные Чарльзом Дарвином, дали Психологии:

1) материалистическую основу толькования приспосабливаемости организмов в природе

2) эволюционную природу развития человека

3) идею приспособительного значения психики.

Идеи Дарвина, важные для Психологии:

1) Проблема психики и проблема связи психики животных и человека.

2) Происхождение человека и половой отбор.

3) Человек обнаруживал значительное сходство с животными.

4) Онтогенез есть повторение филогенеза, повторение родовых форм его вида.

Психика – результат эволюции (эволюционный ассоцианизм). Дарвин пишет о том, что психика человека отличается от психики животного количественно. Это антропоморфизм. Но Дарвин ошибался в своем наивном антропорфизме (завышение способностей у животных и выводы о психике животных исходя из психики человека). Эту наивность оставновил закон Ллойда-Моргана: не приписывать животному ВПФ, если все можно истолковать проще. Однако ему не удалось уйти от субъективизма: он приписывал животным сознание, делил его на уровни и пр.

Реакция на субъективизм – механистические теории полного отсутствия психики у животных. Но это долго не продержалось. Уже у простейших обнаруживали реакции научения => психика все же есть!

Экспериментальные же исследования начались с Эдварда Торндайка (1874-1949). Он ввел метод проблемного ящика и лабиринта и сделал вывод: животные могут решать задачи только путем случайных проб и ошибок, он сформулировал законы научения:

а) закон эффекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно закрепляется та, что связана с наградой)

б) закон упражнения (реакция закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения)

в) закон готовности (упражнения изменяют готовность НС к более легкому проведению р-ий).

Но общая механистическая установка и лабораторность исследований вызвала естественные споры. Дальнейшее изучение продолжили Смолл (разработка лабиринтной модели поведения), Йеркс (исследования процессы обобщения у приматов), Келер (поведение человекообразных обезьян).

Появляется наука этология – изучает поведение животных в естественных условиях (Лоренц, Тинберген, Фриш).

Вслед за Дарвиным разивается детская психология. Появляется первая теория – теория рекапитуляции (Ст. Холл, Дж. Болдуин), в основу к-ой лег биогенетический закон Геккеля (онтогенез ускоренно повторяет филогенез).

Закон рекапитуляции: в процессе индивидуального развития ребенок повторяет этапы эволюционного и культурного развития, пройденного человечеством.

Закон рекапитуляции был дополнен влиянием внешних факторов на развитие – появилась теория двух факторов психического развития и их конвергенции Вильяма Штерна (1871-1938): ребенок рождается с органическими задатками, инстинктами и пр. Далее начинает влиять природная и общественная среда, определяющая фактическое развитие. В развитии существуют особенно сензитивные периоды, в которых наиболее благоприятно воздействие внешних факторов и пр.

Дарвин повлиял и на исследования отличий психики современного и первобытного человека. Возникли 2 школы:

1) Концепция первобытного анимизма (Тейлор, Фрэзер). На всех этапах исторического развития мышление одинаково. Просто при ограниченном опыте и недостаточных знаниях порождаются мифы и представления. Но не будь опыта – современный человек пришел бы к анимизму.

2) Французская социологическая школа в начале 20 века выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.

Наши рекомендации