Предмет философии. структура фил-ого знания

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛ-ОГО ЗНАНИЯ

Слово философ связано с Пифагором, которого сограждане называли мудрецом (он - человек, любящий мудрость).

Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии – это изучение наиболее универсальных закономерностей развития природы, общества и человека.

Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению к сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) – субъективная реальность.

Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Структура философского знания:

1. Диалектика – Ядро философии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2. Гносеология – теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины (наука о том, как человек познает мир и самого себя)

3. Антропология («антропос» - человек) – учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни.

4. Аксиология – наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека

5. Оитология – наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития.

6. Этика – наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла.

7. Эстетика – наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии.

8. Историософия – наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса.

9. Социальная философия – Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов.

10. История философии – История развития философской мысли

11. Праксиология – исследует практически-преобразующую деятельность человека при освоении предметного мира.

12. Политология рассматривает структуру и функции государства, закономерности его развития, особенности управления.

13. Религиоведение – комплексная дисциплина, анализирующая причины возникновения и особенности функционирования религии как формы общественного сознания.

14. Логика – это попытка кодифицировать правила рационального мышления.

15. Эпистемология – это изучение процесса познания.

16. Методология – теоретическое обоснование методов научного познания.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

· мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира, выражает человеческие отношения с миром);

· методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

· критическая функция(принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

· аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

· социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению;влияет на общественные отношения).

· познавательнаяфункция (познание мира и достоверность человеческого знания);

· гуманистическаяфункция направлена на признание главенствующей роли человеческой личности как высшей ценности;

· регулятивнаяфункция связана с моральными и гуманистическими ценностями и принципами поведения;

· прогностическаяфункцияимеет дело с философским восприятием и интерпретацией глобальных перспектив человеческого и культурного развития;

· культурнаяфункцияфилософии поддерживает процесс формирования культуры мышления и коммуникации.

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение – это система обобщенных знаний о мире и человеке; это духовно-практическое явление, концепция жизни и сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок Мировоззрение помогает людям ориентироваться в различных областях жизнедеятельности.

Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются: мироощущение; мировосприятие; миропредставление; миропонимание; мироотношение.

Значимость и роль мировоззрения в духовной жизни общества и личности определяется его функциями: синтез знаний о мире;формирование жизненных идеалов и целей; мотивация человеческой активности в обществе; самовоспитание личности.

Существует три основных исторических типа мировоззрения: мифология, религия и философия.

Мифология это тип мировоззрения, в котором переплетаются различные способы понимания природы и человека. Это наиболее древний из всех мировоззренческих типов. Мифические представления могут быть как реалистическими, так и фантастическими, основанными на вере, эмоциях, на мыслях или жизненном опыте.

Религия –это тип мировоззрения, основанный на понятии о сакральном, на вере и специфических действиях (культе). В истории человечества, в зависимости от конкретных условий и общественного строя, религиозное мировоззрение играло различную роль – прогрессивно-организующую или реакционную.

Философиякак тип мировоззрения характеризуется рациональностью, системным подходом, логическими методами познания и теоретической формой. Философия является наиболее интегративной формой мировоззрения.

Всякая философия – это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

ПРОБЛЕМАТИКА ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) – философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

– выступал против антропоморфических элементов в религии;

– высмеивал богов в человеческом виде;

– жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

– считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

– стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

– осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

– разграничивал истину и мнение;

– центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

– по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

– сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

– бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

– вся его жизнь – борьба за истину и справедливость;

– он развивал логику как диалектику.

В школе элеатов впервые предметом логического мышления стала проблема бесконечности. В этом смысле философия элеатов представляет собой важный рубеж в истории научного мышления. Некоторые исследователи считают, что учение элеатов кладет начало научному знанию в строгом смысле слова. Такая точка зрения имеет свой смысл; теоретическое естествознание невозможно без математики, а сама математика, как подчеркивает Г.И. Наан, "настолько тесно связана с понятием бесконечности, что нередко ее определяют как науку о бесконечном". Действительно, старое, идущее через века определение математики (точнее, математического анализа, понятого как основа и фундамент математики) как науки о бесконечном разделяют и многие современные математики. Но впервые проблема бесконечности стала предметом обсуждения именно в школе элеатов. Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть Бесконечное в понятиях. Его апории - это первые парадоксы, возникшие в связи с понятием бесконечного.

Таким образом, философия элеатов выявила ряд проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие философии. Так, в их учении мы встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира. Их различие чувственного и рационального познания тесно связано с различием “сущности” и “явления” .

В области способа философствования большим вкладом элеатов является стремление к осмыслению действительности при помощи понятийного аппарата

6.КОСМОЦЕНТРИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ. … «ПЕРВОНАЧАЛА»

Греческие философы, как и их восточные коллеги, стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались разобраться в природе бытия — вещественно оно или духовно? Одни выдвигали в качестве первоосновы всего существующего различные природные стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Другие, напротив, считали пер­воосновой нечто бестелесное, неосязаемое: числа (Пифагор), эйдосы — идеи (Платон), форму (Аристотель).

Поиск первоосновы мира в античной философии.

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Отсюда определяющей чертой древнегреческой философии является космоцентризм. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Античные мыслители считали, что человек – это микрокосм, состоит из тех же элементов, что и макрокосм. Космос – вечное движение и превращение, вихревой поток, центром и источником которого является Логос – мировой разум.

Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Пифагорейцы считали началом всего сущего число.

Философия Гоббса и Локка.

Т. Гоббс (1588–1679) известен своими работами: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Главная его работа носит название «Левиафан» (Левиафан – это библейское чудовище, олицетворяющее государственную власть).

Гоббс разделяет сенсуалистическую идею о том, что нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено в органах ощущения. Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Но такого знания не достаточно для науки. Гоббс связывал человеческое мышление с языком. Тысячи мыслей исчезали бы, если бы не закреплялись в языке. Язык – средство хранения и передачи информации. Философ стремится к совершенствованию познания и его средств, что привело к попыткам выработки более тесного и гибкого философского языка. По его словам, язык подобен истине – слабые умы цепляются за слова и запутываются в них, а более сильные легко сквозь них прорываются. Слабый ум не видит многозначности слов и попадает в их ловушку, как птица в силок. Гоббс считал, что не может быть правильного, а тем более точного научного языка, без знания того, что слова многозначны, и, чтобы знания были истинными, должны присутствовать четкие дефиниции – точные определения слов, которые фиксируют должное их значение.

Т. Гоббс считал, что мир материален. Материя есть единственная субстанция, все многообразие мира – это ее формы и проявления. Материя вечна, в то время как тела – временны.

Материю и мышление разделять нельзя, поскольку мыслит сама материя. Бестелесная субстанция невозможна, она субъект всех изменений. Все тела трехмерны, имеют протяженность и форму. Материя качественно однородна. Движение, по Гоббсу, – это свойство материи, но нет его многообразия. Философ признавал лишь одну форму – механическое движение (перемещение тел в пространстве). Бог существует, но он не вмешивается в закономерное течение событий.

Дж. Локк (1632–1704) развивает теорию познания, которая основывается на принципах эмпиризма и сенсуализма. Исходный пункт его теории познания и человека – отрицание врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается из опыта, он индивидуален, а не результат социального воздействия. Опыт состоит из идей, которыми Локк обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Это простые идеи, которые входят в состав внешнего опыта либо обращены внутрь опыта. Внешний опыт – это ощущения свойств тел и их восприятие, а опыт внутренний (рефлексия) – это познание души о своей деятельности, полученные через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи – это еще не знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано рассудком – простые идеи преобразуются в сложные. При этом реальная сущность вещей не известна, и человек познает только явления. Дж. Локк выделяет три вида знаний: 1) исходные (чувственное знание единичных предметов); 2) демонстративные (умозаключение, сравнение и отношение понятий); 3) интуитивное знание (высшая оценка разумом истины).

Относительно проблемы субстанции Дж. Локк считал, что идеи, понятия имеют источником внешний мир. Но материальным телам присущи лишь количественные особенности, качественного многообразия в них нет. Один предмет отличается от другого лишь величиной, фигурой, движением или покоем. Это первичные качества самих материальных тел. Вторичные качества, по Локку, это цвет, вкус, запах, звук и т. п. – субъективны, не присущи самим вещам.

.

Философия просвещения

Французская философия XVIII в. вошла в историю как век Просвещения. Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояла на позициях материализма и атеизма: П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро. Менее радикальная – Ш. Монтескье, М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо – была на позициях идеализма и деизма.Деизм (лат. deus – бог) допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы. Французская философия отстаивала свободомыслие. Она дала научно-материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию. XVIII в. – это время кризиса феодализма во Франции, которое завершилось буржуазной революцией (1789–1794). Большую роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские материалисты – выразители интересов буржуазии: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах и др. Эта философия продолжает развивать идеи XVII в., но теперь они пропагандируются более широко, так как философские трактаты стали печататься не на латинском языке, а на национальных языках, понятных широким массам населения. Философия XVIII в. развивалась именно как философия Просвещения: активно издавались энциклопедии, словари, памфлеты, где комментировались научные взгляды и философские идеи – доходчиво и остроумно. Логика и эмоции, разум и чувства при этом сливались воедино.

Принято считать, что эпоха Просвещения начинается с 1718 г., когда в Париже впервые была поставлена трагедия А. Вольтера «Эдип», где раскрывался кризис христианского сознания и возрождались идеи сомнения, скептицизма и критического разума.

Мари (Аруэ) Вольтер (1694–1778) был одной из наиболее ярких фигур французского просвещения. Он был активным распространителем идей физики и механики Ньютона, идей английской конституции, автором многочисленных статей в философских словарях и знаменитой «Энциклопедии».

Жан-Жак Руссо (1713–1778) выступает с теорией гражданского общества, основанного на свободе и равенстве юридических прав, что вдохновляло якобинцев во времена Великой Французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) является одним из основоположников географического детерминизма (учения, согласно которому природные условия определяют дух народа и характер развития общества); выступает с идеей разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Религию философ не отвергал, а считал необходимой для поддержания порядка и нравственности в обществе.

В вопросах гносеологии французские философы эпохи Просвещения стояли на позициях материалистического сенсуализма. Согласно этому направлению, человек всеми своими идеями и мыслями обязан ощущениям – это основа и содержание мыслительного процесса. Функция логического мышления заключается в сопоставлении и комбинировании данных ощущений. Врожденных идей не существует. Практика также не рассматривается как источник познания и критерий истины, опыт – это лишь наблюдение или эксперимент.

Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело более демократичный характер, появляется «партия философов», объединившихся вокруг издания «Энциклопедии» Д. Дидро. Ведущая роль при этом принадлежала таким мыслителям-материалистам как К.-А. Гельвеций (1715–1771), Ж.-О. Ламетри (1709–1751), Д. Дидро (1713–1784) и П. Гольбах (1723–1789).

Философия жизни Ницше

В период последней четверти XIX в. возникло и постепенно усиливалось влиятельное течение, получившее название «философия жизни», основы которой были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии и А. Бергсоном во Франции.

«Философия жизни» отличается от позитивизма, прежде всего воинствующим иррационализмом, выражающимся не только в отрицании познавательного значения разума с его логическими формами и категориями, но и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Второе отличие «философии жизни» от позитивизма состоит в том, что она сосредоточивает свое внимание преимущественно на вопросах истории, общественной жизни, культуры и пытается создать широкое, всеохватывающее мировоззрение, противопоставив его научному, материалистическому мировоззрению. Если позитивисты отвергали коренные мировоззренческие вопросы как «метафизику», то «философы жизни» выдвинули на первый план именно проблемы мировоззрения, «вечные вопросы» о смысле жизни и истории, о природе всего сущего. Но за выпадами «философов жизни» против позитивизма и одностороннего интеллектуализма скрывалось восстание против разума и науки вообще. Выдвинутая ими ложная дилемма «разум или жизнь» решалась в пользу иррационалистического истолкования «жизни», открыто или замаскировано отвергающего научное познание и прославляющего неразумную волю, инстинкт, бессознательные порывы и иррациональную интуицию.

Позитивизм и его эколюция

Позитивизм (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Карл Поппер), резко ограничивший, в особенности на первых этапах своего развития, сферу истинного (“позитивного”) знания, сводя его, по сути дела, к знанию отдельных фактов и поставивший под сомнение методологическую значимость философии. Объявив, что “любая наука сама себе философия”, позитивизм по ходу своего развития все больше удалялся в решение хотя и важных, но частных логико-методологических проблем.. Научное познание должно быть освобождено от всякой философской (и мировоззренческой, и методологической, и ценностной) опеки. За философией осталась функция общего обзора естественных и общественных наук и общих выводов из них, но без права активной обратной связи, то есть без права вооружения исследователей философскими основаниями для плодотворной работы. Наука имеет дело с сущностями, а позитивизм объявил универсальным методом познания наблюдение, с помощью же его одного до сущности, конечно, не добраться. Логика развития науки выводит ее на все более высокие уровни абстракции, а согласно позитивизму, абстракции не являются положительным, истинным знанием. Чем дальше уходит в своем развитии наука, тем меньше в ней остается от науки. Такой парадокс позитивистов вполне устраивает, т.к. считают они, наука не может дать ответ на вопрос о причинах явлений (“почему они происходят?”), ее удел — наблюдая, фиксировать, как они происходят.Корни позитивизма лежат в классической философии. К ним относятся: абсолютизация разумного, в том числе научной рациональности в ущерб чувственному и иррациональному в познании; господство механицистской методологии во многих школах и течениях; оторванность классики от жизни, ее созерцательность.

.

Философияпостмодернизма

В качестве философского течения постмодерн представляет собой вариант скептицизма и релятивизма, отказывающего разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину, определять правила. Постмодернисты заняты радикальной критикой логоцентристской философской традиции, которая опиралась на понятие разума (Логоса, эй-доса и др.) и находила порядок, первопричину, сущность, объективную истину.

Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

– объективная сущность – иллюзия;

– истина неоднозначна, множественна;

– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;

– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

Постмодернизм представлен современными:

– постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

– прагматизмом (Р. Рорти).

Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.

36.Предмет онтологии.Категории онтологии.

Онтоло́гия— учение о сущем,учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.

Предмет онтологии

Знание и вера

соотношение знания и веры

Как много существует видов веры? Сначала уточним, что понимается под верой. По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — “один дукат”. Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. “Эту веру ничто не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения”. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией (“нравственный закон внутри нас”), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. (Не стоит и говорить, что вера “на один дукат”, как и доктринальная уверенность ученого филистера, ценности и для самого знания, и для теории знания не представляют. Они не выдерживают диалектики и обречены на разрушение.) Вдумаемся в мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических понятиях (“не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения”), эта мысль глубже и нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной (от лат. religare — связывать), которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет (“Я гибну”, как сказал бы С.Л. Франк). Можно сопоставить, в частности, с таким заявлением Н.О. Лосского: “Условия возможности вещей (в себе)... суть вместе с тем и условия знания”.

Индивид, человек, личность

Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.

Личность – это сложное биосоциальное явление. Существует множество определений этого понятия, но все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Человек» – это самое общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapiеns), проявляющее ту или иную степень разумности.

В общественной жизни человек выступает как индивид. Под понятием «индивид» понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности, т. е. как обезличенное существо. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека.

Каждый человек, живя в обществе, характеризуется как представитель пола, как специалист в какой-либо профессии, как гражданин, как член семьи. Тем самым он, на основе опыта жизни и процесса обучения, реализует определенное социальное начало, проявляет себя как личность.

Понятия «человек» и «личность» нередко отождествляются, употребляются как синонимы. Однако между ними есть различие. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека, человека, поднявшегося до определенного уровня социализации.

Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, и притом начиная только с определенного этапа его развития. Нельзя сказать о личности новорожденного или маленького ребенка. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко выраженное отношение к жизни.

Неотъемлемыми признаками личности выступают разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, оригинальность чувств, ответственность. Эти признаки личности детерминируются всей системой общественных отношений, всем укладом социальной жизни.

Основным видом деятельности личности является труд. В труде проявляются социальные качества человека, которые делают его личностью. В этом плане, можно утверждать, что общество формирует личность путем ее социализации, путем влияния на нее социальной среды.

Личность не только формируется социумом, социальной средой, но и сама влияет на них в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль в этом процессе принадлежит социуму, создающему соответствующие условия для деятельности личности.

Формы социального сознания

В процессе функционирования духовной сферы в общественном сознании отдифференцировались особые формы сознания, выполняющие различные социальные функции. Форма общественного сознания – это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание.

С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности – политика.

Политика – это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти. Заниматься политикой – значит отстаивать интересы определенных групп людей, управлять политическими процессами.

Политическая идеология – это система взглядов, обосновывающая политику, проводимую той или иной партией, социальной группой или государством. Она находит свое теоретическое выражение в конституциях государств, в программах и лозунгах партий, в программных высказываниях лидеров политических партий и социальных группировок.

Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике и социокультурной сфере.

Правосознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.

Правосознание специфично. Каждая социальная группа, этническое сообщество и другие объединения социума имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

Право – это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.

В отличие от них, моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль – это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Нормы морали или нравственности отличаются от других социальных норм, в частности, от норм права. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения может заставить человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения, культуры. Требования права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане – наказание, в морали – воспитание.

Нравственные отношения, как правило, имеют эмоциональную окраску, в то время как в категориях правосознания преобладает логический, рассудочный элемент. Например, закон не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность это осуждает (эмоционально). Именно эмоциональность, как специфическая черта нравственного сознания, придает принципам и нормам морали большую жизненность и гибкость. Через воздействие на сознание индивида (общества), его психологию мораль осуществляет свою роль регулятора поведения, способствует созданию определенных нравственных отношений между людьми.

Также как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присутствует целый ряд общечеловеческих элементов, типа: «Не укради!», «Не убий!». Наряду с ними есть немало элементов, которые у различных социальных сил в разные исторические эпохи имеют разные ценностные оценки.

Эстетическое сознание – это система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического, величественного и ничтожного.

Высшей формой эстетического сознания выступает искусство. Искусство – это форма отражения действительности в художественных образах.

Религиозное сознание – одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.

Каждая религия включает в себя три основных элемента: мифологический – веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный – религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный – требования по соблюдению религиозных предписаний.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛ-ОГО ЗНАНИЯ

Слово философ связано с Пифагором, которого сограждане называли мудрецом (он - человек, любящий мудрость).

Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии – это изучение наиболее универсальных закономерностей развития природы, общества и человека.

Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению к сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) – субъективная реальность.

Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Структура философского знания:

1. Диалектика – Ядро философии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2. Гносеология – <

Наши рекомендации