Ф. нового времени и ее роль в развитии европейской философской традиции.
Философия эпохи Нового времени зародилась в XVII в. В новоевропейской философии господствовали метафизика и механицизм. Для механицизма XVII — XVIII вв. было характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественного своеобразия законов природы, стремление объяснить движение и взаимодействие объектов, исходя из законов классической механики. При решении проблемы метода познания в философии Нового времени сложились два, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм утверждал, что все знание основывается на опыте. Сторонники эмпиризма акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы и рассматривали индуктивный метод в качестве средства обобщения данных эксперимента. Разработка идей материалистического эмпиризма в Новое время начинается Фрэнсисом Бэконом, которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы. В работе «Новый органон» он представляет проект реорганизации всех наук. Критикует дедукцию Аристотеля, а также софистику и суеверие греческих философов. Определяет ф. как «союз опыта и рассудка». Объявляет главным методом ф. индукцию. С именами философов-материалистов Томаса Гоббса и Джона Локка, разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII в. Концепции политической философии, созданные этими мыслителями, в частности, утверждали необходимость подчинения всех людей одним и тем же юридическим законам (при естественном несходстве разных индивидов) на основе «общественного договора», без которого они не способны к мирному сосуществованию друг с другом. Идеалистическое крыло в эмпиризме представлено Дэвидом Юмом и Джорджем Беркли, в XVIII в. заложившими субъективно-идеалистическую традицию в классической философии. Дж.Беркли, епископ в Германии, в работе «Трактат о началах человеческого знания» выдвигает тезис «Существовать – значит быть в восприятии». Д.Юм, английский философ, работе «Трактат о человеческой природе» выдвигает принцип агностицизма как принцип отрицания возможности познания мира. Утверждает, что «личность – это пучок восприятий», а восприятия каждого человека уникальны. Рационализм отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания — ощущениями, восприятиями, представлениями. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедуктивному методу, включающему интеллектуальную интуицию. Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц. Данная программа обоснования знания у основателя новоевропейского рационализма Рене Декарта предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания — с другой. Р.Декарт, французский философ и математик, выдвигает кредо «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно существую). 4 правила метода Декарта: никогда не принимать за истинное то, что нельзя признать очевидно истинным; сложную проблему анализировать по частям; располагать мысли в опред.порядке; рассуждать последовательно, ничего не пропуская. Дуализм Декарта раскрыт в его учении о психофизическом параллелизме. Философ признает 2 субстанции: мыслящую (врожденные идеи) и протяженную (телесную) Дуализм Р. Декарта преодолел Б. Спиноза, выдвинувший материалистическую идею единой субстанции — протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Идеи рационализма Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.
Учению Б. Спинозы о единой субстанции представитель идеалистического направления в рационализме Г. Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций — монад. Благодаря Г. Лейбницу в философию проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде — Абсолюту, Богу.