Сущность исторического процесса.

Этот процесс - содержание четвёртой части книги. История человечества предстаёт здесь как история эстафетной смены общественно-экономических формаций, история перехода лидерства от одного способа производства к другому во всемирном масштабе. Подчеркну, что это не обновление старой истматовской схемы, а первый успешный опыт интерпретации исторического процесса как смены стадий всемирной истории, выделенных по типу производственных отношений (общественно-экономических формаций).

Кроме привычной смены одних производственных отношений другими внутри одного социора (буржуазные революции) Ю.И.Семёнов выделяет и другую форму исторической эстафеты - ультрасупериоризацию ('перепрыгивание') социоров через уровень, достигнутый к тому времени прежними лидерами. Таков путь, которым к историческому лидерству приходят античное рабовладение (VI-V вв. до н.э.) и феодализм (XI-XII вв. н.э.) При этом возникает не только новый способ производства, но, зачастую, и новые социоры.

Смена формаций - сущность исторического процесса, но сам исторический процесс несводим к своей сущности. Кроме основных, формационных способов производства, существуют неосновные, не являющиеся стадиями всемирной истории - параформационные.

Разные социоры в одну историческую эпоху основаны на разных способах производства: лидеры - на формационном; остальные - на параформационных или прежнем формационном, устаревшем после появления нового лидера. В развитии отставших социоров может произойти супериоризация ('подтягивание') к уровню лидера.

54. Проблема периодизации исторического процесса. Общественно-экономические формации и цивилизации

Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.

Существует две точки зрения на цивилизацию:

1. цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;

2.цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

Цивилизационная концепция.

Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.

Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:

o религиозный;

o политически;

o художественно-культурный;

o социально-экономический.

10 цивилизаций:

Ø Египетская;

Ø Китайская;

Ø Ассирийско-вавилонско-финикийская;

Ø Индийская;

Ø Иранская;

Ø Еврейская;

Ø Греческая;

Ø Римская;

Ø Аравийская;

Ø Германо-романская.

Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.

Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.

Ø Западная;

Ø Православная;

Ø Исламская;

Ø Индийская;

Ø Дальневосточная;

Ø Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.

Ø Буддисты, ломоисты.

Возможен диалог между цивилизациями.

1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;

2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.

Цивилизационный подход - на уровне явлений.

3. Формации позволяют выделить типологическое единство.

Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.

4. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.

Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.

5. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.

Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.

Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.

55. Общественные законы. Историческая закономерность и человеческая деятельность. Категория свободы в социальной философии.

56. Постиндустриальное общество.

Материалистическая концепция постиндустриального общества возникла в 70-е годы 20 века. Представители (Белл, Тоффлер, Кастельс, Джезинский).

Д. Белл Критерий выделения – характер труда.

А) Доиндустриальное

Базируется на добывающих видах хозяйства (земледелие)

Б) Индустриальное

Определяется фабричным производством и технологией для массовой продукции.

Хозяйственная деятельность носит экономический характер. Начинается взаимодействие человека с искусственной природой, т.е. машиной.

В) Постиндустриальное

Б) сохраняется и развивается, но определяющим видом хозяйственной деятельности является торговля, здравоохранение, наука - производство услуг.

Цель – получение прибыли, удовлетворение потребностей. Характер труда более сложный и его нельзя разложить на простые составляющие. Главное – взаимодействие человека с человеком.

Корни этой формы по Беллу кроются в беспрецедентном влиянии науки на производство.

Маркс: “Возникновение класса белых воротничков”, следовательно высококвалифицированных трудящихся гораздо больше, чем трудящихся рабочих, а следовательно, вырождение стоимостных отношений.

Маркс и Белл оба пришли к творческому характеру труда, главной целью которого является совершенствование человека.

В. Иноземцев

Критерий – характер деятельности людей и взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе производства.

А) Доэкономический

Б) Экономический

В) Постэкономический

Им соответствуют формации А) Доэкономический - первичная

Б) Экономический - вторичная

В) Постэкономический - третичная

А) Предтрудовая деятельность человека, борьба за выживание. Цель хозяйственной деятельности – выживание. Коллективные интересы доминируют над личными.

Б) Частная собственность на средства производства, появление эксплуатации, следовательно, неравенство. Доминирование личных интересов над общественными. Особенность – отчужденный характер труда и взаимоотношений человека друг с другом.

В) Возникает, если преодолевается труд как экономическая необходимость, побуждение к развитию новой цели выразить себя самого (саморазвитие человека). Творчество – основа постэкономического хозяйства. В результате НТП высвобождается свободное время человека. Кроме этого связь, транспорт способствуют развитию индивидов. Возникает потребность в людях способных выполнять сложную творческую деятельность.

О. Тоффлер

Критерий – тип семьи определяет экономические особенности.

Волны – процессы цивилизации общества.

А) Доиндустриальный (Аграрный) 10000 лет назад

Б) Индустриальный 2 1750 лет н.э.

В) Постиндустриальный после второй мировой войны

А) Характерные черты

Земля – основа экономики, политики, семьи

Существовало разделение труда

Натуральное хозяйство

Эксплуатация восстанавливаемых энергоносителей.

Товары производятся вручную

Особенности социальной сферы

Большие семьи (дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д.) – неподвижная, единая производственно-экономическая ячейка

Б) Характерные черты

Стандартизация общества

Энергия из не возобновляемых источников

Машины

Заводы, фабрики

Города

Рыночное хозяйство

Особенности социальной сферы

1) Семья – от нее отделяются дальние родственники, преобладание нуклеарных семей (мама, папа, несколько детей). Воспитание детей и уход за пожилыми передается в социальные структуры.

2) Массовое обучение детей для фабричной жизни

3) Корпорации

В) Характерные черты

Дестандартизация общества

Множество различных энергоресурсов

Развитие электроники, космонавтики, проникновение в глубины моря, биологическая индустрия.

Особенности социальной сферы

Распад семьи (множество разводов)

Распадаются все институты из второй волны

Рост числа различных типов семей

Рост числа одиночек, бездетный образ жизни

Достоинства и недостатки концепции постиндустриального общества.

Плюсы.

Все эти концепции материалистические

Критерий – характер труда в обществе

Наука во всех из них все больше влияет на производство

Минусы

Основная сфера производства получение новых знаний, следовательно, духовная деятельность – способ существования постиндустриального общества, следовательно, идеализм.

Концепции постиндустриального общества описывают изменение в нем, а не причины изменения.

Они отрывают знания от материального знания, а информация необходима для развития производства.

Эти концепции ведут к уменьшению физического труда, но физический труд и интеллектуальный это не одно и тоже, следовательно, умственный не обязан расти.

Производство знаний бессмысленно без развития материально-технической базы.

57. Сущность и функции культуры

Философское понятие культуры. Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование». Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются все существенные черты.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в КÞчеловеке, характеристику развития человека как общественного существа. существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции. Структура К:
1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

- индивидуально-личностные;

- социально-групповые;

- К общества на определенном этапе развития;

2) можно выделить основные виды деятельности:

- познавательная (различные знания);

- ценностная деятельность (цели, идеалы);

-практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)
есть:Þ3) можно различать деятельность, поведение, общение,

- К деятельности;

- К поведения;

- К общения, которая предполагает и К чувств;

4) К, ее элементы могут различаться и по объекту:

- естественно-техническая К;

- гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет разнообразные функции:

1) гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

3) ценностно-мировоззренческая;

4) методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

5) образовательно-воспитательная;

6) коммуникативная;

7) социальной памяти;

8) психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

Наши рекомендации