Пространственно-временная структур
Пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Пространство как философская категория выражает протяженность материальных объектов, а также порядок их расположения относительно друг друга, а время — продолжительность существования объектов, а также процессы смены их друг другом.
В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени — субстанциональная и релятивистская (от лат. relativus — относительный).
Согласно первой, пространство представляет собой особую, самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещейможны и другие миры, с другими характризующими базисные физические взаимодействияслабых взаимодействий, управляющих превращен. Оно — что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя. Истоки этой концепции восходят к античной философии. У Демокрита в роли «чистого», абсолютного пространства выступает «пустота», в которой существуют атомы.
Реляционная концепция трактует пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений между взаимо-действующими объектами. Вне этой системы пространство и время не обладают самостоятельным существованием, они являются лишь особой характеристикой материальных явлений. В этой концепции исчезновение мира вещей привело бы и к исчезновению пространства и времени. Ее истоки также лежат в античной философии. Аристотель предложил концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам.
В Новое время преимущество было на стороне реляционной концепции, поскольку она служила основанием ньютоновской механики, принимавшейся тогда за образец точной науки. В электродинамике подтверждением данной концепции служила гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наиболее сильным аргументом в пользу реляционной концепции была геометрия Евклида, единственная геометрия, которая описывала реальные свойства физического пространства и времени. Это подтверждало вывод субстанциальной концепции о том, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия систем.
В начале XXв. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциального подхода. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО) и общую (ОТО). СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, на самом деле являются релятивными.
В специальной теории относительности утратили свой абсолютный характер такие характеристики пространства и времени как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов. Общая теория относительности также подтвердила релятивный характер пространства — времени. Она обнаружила, что вблизи тяжелых объектов, геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени начинает замедляться. Философское значение теории относительности в том, что она исключала из науки понятия абсолютного пространства и времени как самостоятельных; показывала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем; подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи. Сам Эйнштейн о сути своей теории сказал так: «Раньше считали, что если бы материя каким-то образом исчезла, то пространство и время бы остались, теперь ясно, что вместе с вещами исчезло бы пространство и время».
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристики, как основных форм существования материи. К свойствам пространства относятся: протяженность, однородность, изотропность и трехмерность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. Время характеризуется длительностью, одномерностью, необратимостью и однородностью. Длительность времени и протяженность пространства совпадают с самой сущностью пространства и времени. Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время — одномерно, для его фиксации достаточно одной величины и однородно, т. к. все его моменты равноправны. Характерным свойством времени является его необратимость: время течет от прошлого через настоящее в будущее. Обратное течение времени невозможно.
Однако помимо реального физического пространства — времени существует реальное биологическое и социальное пространство — время.
Особенности биологического пространства — времени также зависят от материальных процессов, происходящих в живых системах. Но, если в объектах неживой природы вещество структурируется симметрично, то молекулы живых организмов и сами организмы — ассиметрично. Например, мозг человека представляет асимметрию двух полушарий. Молекулы живых систем имеют исключительно «левостороннюю» группировку. В строении живых организмов сочетаются симметрия и асимметрия.
В. И. Вернадский, отмечая эту особенность пространственной организации живого, подчеркивал принципиально неевклидовый характер пространствен-ной асимметрии, свойственной живым организмам. Он выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу следует рассматривать как сложную композицию различных неевклидовых пространств живых организмов и евклидовых пространств живой природы, с которыми взаимодействуют живые организмы.
Живая природа имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Биологическое время определяется характе-ром и последовательностью биохимических и физиологических процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях. Во внутреннем времени организма, в ритмах его биологических часов время как бы спрессовано, впоследствии происходит перенос этих часов на будущее; живое как бы предвосхищает события, запускает такие реакции, которые обеспечивают приспособление к изменениям внешней среды.
Социальное пространство и время также имеют свои особенности. Оно вписано в пространство биосферы и неживой природы, но не сводится ни к одному из них. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.
Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующую, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в себя в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет своей деятельностью, самого человека и его отношение к другим людям, состояние человеческого сознания, регулирующее его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей: мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса.
Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, государства, общественно-экономической формации, можно выделить время индивидуального бытия человека.
40. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики.Современные дискуссии о диалектики
Диалектика — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления Центральной категорией диалектики является категория развития, которая конкретизирует понятие «движение», определяя его направленность. Категория движения является более общей, категория развития — более богатой по содержанию Современной философской концепцией развития сегодня является синергетика (от греч.synergos — содействие, сотрудничество), которая изучает связи между элементами структуры, образуемые в открытых системах. Такие системы имеют многовариантность, альтернативность путей развития, в них всегда имеется возможность выбора. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств, качеств. Синергетика не только подтверждает идею развития, но позволяет сформулировать на общенаучном уровне идею глобального эволюционизма.
.
Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.
Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Законы – наиболее общие связи: среди них выделяют существенные, необходимые и устойчивые.
Основные законы диалектики:
- единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития);
- взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития);
- отрицания отрицания (якобы задающий направление развития).
Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. (Руководствуясь логикой авторов, сюда можно вписать и другие пары достаточно общих противоположностей, но авторы ограничились лишь тем, что им самим понравилось в учебниках марксистского диамата).
Как бы кстати упоминается, что согласно синергетике в основе развития не борьба, а сотрудничество.
Исторические формы диалектики:
- искусство беседы (Сократ);
- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);
- метод обоснований и ведения богословских диспутов (средневековье);
- универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель);
- учение о развитии материи и познания (марксизм);
- учение о противоречиях между всеобщим и единичным, неподлинным и подлинным существованием (экзистенциализм);
- метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика);
- признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика);
- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика).
41.Основные принципы, законы и катергории диалектики иалектика — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика опирается на ряд принципов:
– принцип материального единства мира, согласно которому все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией;
– принцип развития, требующий рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений;
– принцип детерминизма, нацеленный на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира;
– принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует рассматривать как определенным образом органи-зованное целое, бесконечно сложно взаимодействующее со средой, окружающей его.
Закон диалектики — это форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие.
Частные законы характеризуют связи, свойственные какой-то определенной части действительности, например, законы химии, физики, психологии и т. д. Общие законы выражают связи, присущие всей материальной действительности, мышлению, обществу, например, закон всемирного тяготения, закон соответствия производ-ственных отношений уровню и характеру производственных сил и др. Всеобщие законыдействуют во всех сферах действительности без исключения, причем действие распространяется как на всю действительность в целом, так и на каждое явление, каждый процесс в отдельности. Всеобщими законами являются законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в следующем: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование, и в то же время составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество.
Закон взаимного перехода количественных измененний в качкственные заключается в следующем: накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики.
Закон отрицания отрицания сводится к следующему: 1. В процессе развития прежние качества или состояния вещей сменяются, т. е. отрицаются новыми. При этом некоторые компоненты и свойства старых явлений сохраняются и используются новыми. Этот процесс в развитии получил название преемственности.
2. Возникшие новые качества, выступившие в роли отрицания, рано или поздно устаревают и сами уступают место (отрицаются) более современными состояниями и свойствами вещей. Развитие, таким образом, предстает как цепь отрицаний, следующих друг за другом.
3. В результате повторных отрицаний в развитии может произойти как бы «возврат к старому», т. е. повторение на новых стадиях процесса свойств и признаков прежних этапов. В связи с этим, развитие есть сочетание общего движения вперед и относительного возврата назад, к предыдущим свойствам развивающегося явления. Закон отрицания отрицания иллюстрирует возможность возврата к некоторым идеям, теориям, предположениям прошлого, которые могут возродиться заново и наполниться новым современным содержанием.
Философские категории— это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Для диалектики характерно формирование «парных» категорий. Каждая пара характеризует действительность под определенным углом зрения. Отсюда возникает необходимость их взаимосвязи. Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; часть и целое; единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность др.
Сущность и явление выражают основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление взаимосвязаны. Сущность — это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление — это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явления человек познает опытным путем через органы чувств, сущность он может познать только с помощью разума.
Содержание и форма.Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление. Форма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. Между формой и содержанием постоянно идет борьба. Часть и целое. Эти категории используют обычно для характе-ристики структурной организации вещей и явлений. Под частью понимается предмет, образующий другой предмет. Целое — то, что образовано из частей. Причина и следствие. Причина — это явление, повлекшее за собой другое явление, либо изменившее его. Следствие — это результат действия причины. Одна и та же причина при разных условиях может вызывать различные следствия. Необходимость и случайность — категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детермини-рованности явления. Необходимость — это явление, которое должно обязательно произойти, которое имеет глубокое основание, как в самом предмете, так и в окружающих условиях. Случайность — такое событие, которое необязательно состоится. Возможность и действительность — категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность — есть объективно существующее единство закономерности и взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное, отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает среди объектов определенного класса некоторые повторяющиеся свойства, которые и составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам вне зависимости от их принадлежности к какому — либо классу, являются всеобщими.
42.Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный,функциональный и экзистенциально-феноменологический. Проблема сознания. Сознание является одним из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, кибернетики и других наук..
Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности человека.
В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимо-связи общественного и индивидуального сознания).
В онтологиипонятие «сознание» укоренено в структуру бытия: что отсутствует в нашем сознании, то отсутствует и в нашем бытии. Сознание — это то, что очерчивает круг бытия, обнаруживает и раскрывает его, оформляет, проектирует и обозначивает бытие и, тем самым, отделяет бытие от небытия. Бытие является главным условием существования сознания. Данная взаимозависимость бытия и сознания приводит в философии к постановке вопроса о первичности материального и идеального.
В гносеологии исходным выступает оппозиция субъекта и объекта, местом встречи которых, является сознание, трактующееся как субъективная реальность. Именно благодаря деятельности сознания познающий субъект может нечто знать об объекте, устанавливать существенные связи и закономерности объективной действительности. Однако сознание всякий раз преломляет мир со своей позиции, согласно своим желаниям, интересам и, естественно, своим возможностям. Отсюда возникает проблема истины как соответствие содержания сознания познаваемому объекту. В социальной философии проблема сознания исследуется в рамках соотношения общественного и личного в опыте сознания. С одной стороны, сознание всегда связано с неповторимым внутренним миром человека. Оно существует только там, где индивид сам решает все жизненные вопросы, сам делает выбор, сам оценивает свое место в жизни и т. д. Но, с другой стороны, существуют и всеобщие формы восприятия мира, ценностные установки, которые служат ориентиром для индивидуального сознания.
Подходы исследования сознания. Выделяют три основных подхода изучения сознания в философии: субстанциональный, функциональный и экзистенциально — феноменологический.
1. Согласно субстанциональному, сознание трактуется как существующее реально (т. е. происходит онтологизация сознания) и признается первичным по отношению к объективной действительности. Основными историческими формами этого подхода являются античный космологизм, теологическая трактовка сознания в эпоху Средних веков, рационализм новоевропейской философии, трансцендентализм Немецкой классической философии.Все внимание античного грека было направлено на окружающий мир, космос, на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макро- и микрокосмоса. Таким началом выступал Логос Гераклита, мир идей Платона, нематериальный и неподвижный перводвигатель Аристотеля. Средневековая философия рассматривала сознание как проявление в человеке искры надмирного божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Наряду с сознанием в структуре души был открыт слой, лежащий за пределами знания и неподвластный знанию. В философии Нового времени формируется представление о сознании как о замкнутом в себе внутреннем мире. Сознание предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта, сознание — мыслящая субстанция, существующая на ряду с материальной. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады — неделимые первоэлементы бытия. В Немецкой классической философии была выявлена взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм сознания. Согласно
И. Канту, в сознании каждого человека присутствует способность воспринимать любой объект как нечто целостное, в единстве всех его чувственно воспринимаемых характеристик. 2. Наряду с субстанциональным подходом в философии Нового времени формируется функциональный подход к объяснению сознания. Он начинает рассматриваться Ф. Ламетри, Кабанисом, Гольбахом и др. в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря сознанию человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Историческими формами функционального подхода к анализу феномена сознания являются механистический, вульгарный, диалектический и научный материализм.
Согласно механистическому материализму (Ламетри, Гольбах), мозг и нервная система функционируют по аналогии с механизмом. Вульгарный материализм (Кабанис, Фогт, Бюхнер) утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Согласно Фогту, мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени. Бюхнер попытался смягчить резкость высказываний своего единомышленника, заметив, что мысль не является продуктом выделения, и предложил смотреть на мышление как на особую форму всеобщего естественного движения, наподобие движения света или магнетизма.
Диалектический материализм (Анохин, Леонтьев) выявил, что к нейропсихологическим процессам сознания подключены социокультурные факторы, включающие материальные компоненты, определяющие идеальные. Научный материализм (Армстронг, Марголис, Рорти) характеризуется следующими положениями: явления психики и сознания должны сводиться к определенному подклассу телесных, т. е. физиологических явлений или объясняться исходя их физико-химических процессов центральной нервной системы.
3. В современной западной философии складывается экзистенциально-феноменологический подход к проблеме сознания. Сознание рассматривается как специфический вид бытия, который нельзя описать в традиционном для гносеологии ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Согласно феноменологии Гуссерля, сознание всегда направлено на предмет, всегда есть сознание о чем-то, а не замкнутая в себе субъективность (в восприятии всегда нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят, при ненависти — нечто ненавидят).
Представитель экзистенциального направления французский философ Ж.-П. Сартр анализирует «абсолютное сознание», которое является сферой свободы и условием существования человека. Основными составляяющими сознания являются воображение и эмоции, благодаря которым сознание способно отрываться от данного мира и проектировать то, чего в нем нет.
43. Генезис сознания.Сознание и отражение.Сознание и мозг.Проблемаискусственого интелектаГЕНЕЗИС (генез), происхождение, возникновение; в широком смысле — момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.
По вопросу возникновения сознания существует две точки зрения.
Согласно первой, сознание — результат развития природы, которая существует вечно. В ней действует закон энтропии, согласно которому все сложное со временем становится простым. Предполагается, что в этом мире идут процессы самоорганизации. На необъятных просторах Вселенной на определенном этапе развития физическая материя усложняется настолько, что порождает жизнь, а жизнь, борясь за себя, вырабатывает сознание, как орган приспособления. Согласно второй точке зрения, сознание является первичной основой действительности. Оно существовало изначально, и помогло физическому миру возникнуть. Именно мудрым вселенским планом сознания предусмотрено целесообразное устройство нашего мира. Человеческое сознание является частью вселенского сознания. Существует научная гипотеза, подтверждающая этот взгляд. Она основывается на наличии в нашем мироздании информационных полей, носителем которых выступает разновидность физического вакуума. Не смотря на привлекательность данной концепции, она все же остается на уровне гипотезы. Наиболее исследованной является первая, связанная с естественнонаучным объяснением происхождения сознания как отражения.
Сознание и отражение, его виды. Отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Отражение происходит в результате взаимодействия различных систем реального мира, при котором происходит обмен информацией между этими системами. На различных уровнях организации материи характер отражения и содержание отражаемой информации имеют свою специфику. В неживой природе взаимодействие материальных систем ведет к механической деформации. Происходит передача информации о колебаниях температуры, направлении и силе света, изменениях электромагнитных и звуковых волн, других химических и физических сигналов.
В живой природе выделяется три уровня отражения, которые зависят от сложности объектов и их взаимодействий со средой: раздражимость, возбудимость и чувствительность, психика.
Раздражимость — свойство организма отражать воздействия внешней среды, находясь в непосредственном контакте с нею и реагируя как целое. Раздражимость выступает регулятором приспособительного поведения и имеется уже у простейших организмов типа амебы.
Возбудимость и чувствительность — способность организма избирательно реагировать на биологические раздражения различными органами чувств. На этом уровне, характерном для многоклеточных организмов, отражаются не только негативные, но и позитивные сигналы, начинают формироваться эмоциональные реакции.
Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению центральной нервной системы, и ее высшего отдела — головного мозга. Появление такого типа отражения называют информационным. Изучение информационных процессов позволило создать искусственный интеллект. У высших животных способность к отражению с течением времени достигла такого уровня, что исследователи стали говорить о психическом отражении. Его особенностью является способность оперировать чувственными представлениями, благодаря чему развивается опережающее представление. Процесс формирования психики животного связан с формами поведения более высокого уровня, при этом в поведении большую роль играют инстинкт, навык, подражание и обучение. Данные уровни отражения есть и у человека, однако его психика существенно отличается от психики животного. Ее характеризует прежде всего наличие сознания, появление которого было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание человеком предметов культуры, возникновение речи и самое главное — совместная, продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Проблема искусственного интеллекта является сейчас одной из самых злободневных. Ей занимаются ученые различных специальностей: кибернетики, лингвисты, психологи, философы, математики, инженеры. При исследовании проблем, связанных с искусственным интеллектом, решаются многие основополагающие вопросы, связанные с путями развития научной мысли, с воздействием достижений в области вычислительной техники и робототехники на жизнь будущих поколений людей. Здесь возникают и развиваются новые методы научных междисциплинарных исследований. Здесь формируется новый взгляд на роль тех или иных научных результатов и возникает то, что можно назвать философским осмыслением этих результатов.
Несмотря на то, что, по мнению некоторых ученых, искусственный интеллект принципиально невозможен, разработки в области создания систем искусственного интеллекта являются в настоящее время одним из приоритетных направлений в науке.
Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом. В науке сложилось несколько подходов их взаимосвязи.
1.Нейропсихологический — изучает сознание в зависимости от конкретных участков коры головного мозга. Если нарушается функционирование мозга, в силу тех или иных заболеваний, то и в сознании тоже происходят изменения. Например, когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений, целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями, счет в уме и анализ некоторых грамматических конструкций.
2.Нейрохимический — изучает как определенное настроение, алкоголь, наркотики влияют на химию мозга, что оказывает непосредственное влияние на сознание. Так, для депрессии характерно увеличение в крови уровня серотонина.
3. Нейрокибернетический — рассматривает сознание и мозг как информационные системы, сложные запрограммированные машины, доказывает тождественность устройства и функционирования мозга и существующих ЭВМ, показывает, что работа мозга определяется определенными алгоритмами, программами и т. д
44.Структура сознания .Сознание и самосознание. Сознание и мышление
Под структурой сознания понимают совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объективное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности. Среди современных философских концепций сознания наибольший интерес представляют две:
А. Г. Спиркина «Сознание и самосознание» и А. В. Иванова «Сознание и мышление», разработанных в течение последних 20 лет XX столетия.
Сознание, по Спиркину, — это способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Однако это не простое психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, которая состоит в адекватном, целенаправленном отражении внешнего мира с помощью речи, творческой деятельности, с выделением себя из окружающей среды и противопоставлением себя как субъекта объективной действительности. Сознание включает в себя эмоциональную оценку всего происходящего. Оно обеспечивает целеполагающую деятельность, т. е. мысленное построение мотивированных действий, предусмотрение их последствий, полный отчет в том, что происходит в окружающем мире и в собственном духовном мире. Сознание — это идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Таким образом, сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно — творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
В. А. Иванов представил сознание в виде круга, разделенного на четыре сегмента:
– первый представлен сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем теле и его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человека;
– второй сегмент является логико-понятийным компонентом сознания. Это сфера общих понятий, аналитических, синтетических и логических мыслительных операций. Главной целью этой сферы является истина;
– третий сегмент представляет эмоциональный компонент сознания. К нему относятся личностные переживания, воспоминания, предчувствия, гнев, раздражение, страх, восторг, любовь, ненависть и т. п. Главной целью этой сферы является удовольствие;
– четвертый сегмент является ценностно-мотивационным. Здесь содержатся мотивы деятельности, духовные идеалы личности, способности к их формированию, творческое начало виде фантазии, интуиции, продуктивного воображения. Целью является правда, красота и справедливость.
Первый и второй сегменты (левая половина) образуют внешне-познавательную способность сознания, а третий и четвертый (правая половина) — ценностно-эмоциональную (гуманитарную) способность нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают наши «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде художественных, религиозных, музыкальных произведений, живописи, архитектуры и др.
Иванов полагает, что наше «я» — это словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по вертикали сознания. Рождаясь из тьмы и молчания бессознательного (нижняя часть круга), наша духовная самость, проходя через ряд ситуаций эволюции, способна достигнуть уровня космического сверхсознания.
Большое значение для понимания структуры мозга имеет открытие, сделанное американским ученым Р. Сперри: функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями, т. е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.
Мышление - это процесс отображения объективно