Тенденции к интегральномуправопониманию в зарубежной и отечественной юриспруденции.
Попытки синтезировать элементы разных правовых концепций не ведут на самом деле к новому правопониманию, а являются лишь более или менее успешным внедрением элементов одной доктрины (или нескольких доктрин) в одну из уже существующих.
Так, например, Г.Дж. Берман <1> соединял правовой позитивизм, теорию естественного права и историческую школу, будучи убежденным, что каждая из трех школ выделяет такие измерения права, совмещение которых вполне возможно. Но основой такого совмещения, по его мнению, может быть только историческая юриспруденция. То есть элементы разныхправопониманий интегрированы в историческое понимание права.
Интегративная (интегральная, интегрированная) юриспруденция (теория права, правопонимание) — явление, характерное для современной философско-правовой мысли. Начало XX в уже показало возможность создания «чистых» теорий, ярким примером чего явились психологическая теория права Л. Петражицкого и «чистая» теория права Г. Кельзена Преобладающими становятся такие подходы к правопониманию, которые рассматривают право как сложный!, многоаспектный комплекс. К числу наиболее ярких представителей интегративного правопонимания следует отнести Дж. Холла и Г. Дж. Бермана, а также Л. Фуллера.
Дж. Холл Американский философ Джером Холл (1901 — 1992) выделяет в современной теории права три «измерения», разрабатываемые различными направлениями (1) Естественно-правовые теории подчеркивают в праве моральные аспекты правового порядка, связывая его с системой ценностей. Однако эти теории не уделяют должного внимания разработке собственно юридических понятий. (2) Юридическим позитивизм делает акцент на праве как на «велении государства», на его нормативных и формальных аспектах, однако пренебрегает социальными и ценностными началами права. (3) «Правовой реализм» раскрывает социальную и процессуальную стороны права, однако итерирует нормативность права и его ценностное измерение. Основой своей теории Холл признавал естественно - правовую концепцию и стремился на ее базе объединить
другие школы права. Но естественно-правовое направление не разрабатывало основные юридические понятия. Чтобы восполнить этот пробел, ученый предложил использовать завоевания нормативизма и правового реализма, избежав их недостатков. Интегративноеправопонимание понималось Холлом не как форма дуализма или плюрализма, а как синтез теорий, преодолевающий односторонность в понимании права. Таким образом, позитивное право в понимании Дж. Холла, есть социальное поведение, выражающее нормы и подразумевающее ценности, отклонения от которых, включая судебный процесс, причиняет вред, который предполагает и должен предполагать применение санкций. Что же касается самого термина «право», то он, с точки зрения Дж. Холла, имеет три значения. Первое тесно связано с естественно - правовой традицией, в нем акцент делается на морально обязывающих свойствах любого правового порядка. Второе значение термина «право» включает в себя веление государства, т. е. речь идет о понимании права как позитивного законодательства в его формальных характеристиках. Третье значение берет начало в теории «правового реализма» и включает в себя поведение официальных лиц. Холл отмечает, что понятие права в равной мере соответствует всем трем перечисленным значениям, которые вместе и порознь охватываются определением права. Причем любое из указанных определений права не входит в противоречие с остальными. Таким образом, по мнению Холла, возможно преодолеть неполноту и партикуляризм существующих школ и создать «интегральное правопонимание».
Другой известный представитель интегральной юриспруденции — Гарольд Джордж Берман (1918—2007) писал: Итерированная юриспруденция, — это философия, объединяющая три классические школы: правовой позитивизм, теорию естественного права и историческую школу. Она основана на убеждении.что каждая из этих трех конкурирующих школ выделила одно из важных измерений права, исключив прочие, и что совмещение нескольких измерений в одном фокусе, во-первых, возможно и, во-вторых, важно1. Право, полагает ученый, не может быть сведено ни к материальным условиям общества, ни к соответствующей системе идей и ценностей. В реальной жизни, полагает ученый, ни одно из них не «определяет» другое, они идут вместе и по очереди делают свое дело. Следовательно, в своем определении и исследовании права социальная теория должна делать упор на взаимодействие духа и материи, идей и опыта. Поэтому ученый считает необходимым свести воедино все три традиционные школы юриспруденции — позитивизм, теорию естественного права и историческую школу — и создать интегрированную, единую юриспруденцию. Интегрированная юриспруденция для Бермана основана на убеждении, что каждая из трех конкурирующих школ выделила одно из важных измерений права, исключив прочие, и что совмещение нескольких измерений в одном фокусе возможно и важно. Эти три конкурирующих подхода Берман предполагет примирить путем более широкого определения права по сравнению с теми, которые приняты каждой школой в отдельности. По Берману, позитивисты чаше всего определяют позитивное право как официальные нормы или, в случае американских правовых реалистов, как официальные модели поведения, рационализированные нормами или скрытые в них Большинство приверженцев теории естественного права также определяют позитивное право как нормы, но поверяют их принципами или стандартами морали, которые они считают равноценной частью права.
П.А. Сорокин связал правовую теорию с социологией и создал интегрированную теорию социальных систем. Он считал естественным выходом из кризиса права замену позитивистских конструкций системами морали и права. В новом мировоззрении, с точки зрения ученого, должны найти свое выражение и эмпирические начала (включая те, которые отстаивает и развивает философский и юридический позитивизм), и метафизические истины, которые до сих пор вместе плохо уживались. Но речь идет не о простом синтезе этих начал, но об их единстве на базе глубокого взаимопроникновения и взаимного обогащения. Интеграция должна охватить две культуры - Восток и Запад. Объединение этих культур и даст новый тип мировоззрения. При этом, интеграция должна носить логико-смысловой характер, т. е. иметь функциональное единство. Устранение одного из элементов должно заметно влиять на функции остального синтеза.
Схожую трактовку интегративной юриспруденции мы находим у социолога и правоведа Н. Лумана. Он предлагает в рамках интегративного типа правопонимания не только синтезировать классические типы понимания права, но и «привести в гармонию мировоззрения Запада и Востока». Право только тогда будет позитивным, когда изменчивость права станет непрерывной действительностью. В. процессепозитивации права важную роль играют и судебные решения, как и весь правоприменительный процесс. Право, согласно Луману, осуществляется как выбор других возможностей, который каждый раз реализуется по-разному. Право имеет множество проявлений, оно многовариантно, при этом происходят изменения в восприятии права.
Содержанием позиции Ж.-Л. Бержеля является понимание права как продукта событий социального порядка и проявления воли человека, явление материальное и ценностное, идеал и реальность, явление исторического плана и нормативного порядка, комплекс внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения. Поскольку различные школы не могут, взятые по отдельности, сформировать полное и удовлетворяющее всех определение права, такое определение может происходить только из объединения соответствующих теорий. Таким образом, право — это одновременно моральная и социальная система, а так же позитивные юридические правила.
Интегральные концепции в России: Это Либертарная концепция права (автор д.ю.н., проф. B.C.Нерсесянц); Комуникативная концепция права (автор д.ю.н., проф. А.В. Поляков); Диалогическая концепция права (автор д.ю.н. И.Л. Честное); Реалистический позитивизм (автор д.ю.н. Р.А. Ромашов).
Либертарная теория права обосновывает понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов. Теория отвергает сведение права к закону, а так же разделение права на естественное
и позитивное, учитывая значимые положения и позитивистских, и естественно — правовых учений о праве и законе.
Коммуникативная концепция права опирается на понятие коммуникации, которая определяется как процесс социального взаимодействия, общения, взятый в знаковом аспекте. Право, если признавать его социальную структуру, является формой коммуникации, поэтому оно не может существовать вне правового субъекта как правового деятеля и возникает как функционирующий комплекс нормативных правоотношений.
Диалогическая концепция права основывается на особом диалогическом методе, позволяющем исследовать существование феномена права в процессе его непрерывного становления. Механизм воспроизводства права представляется как диалог, как отношение между полярными оппозициями, из которых складывается право. Такими оппозициями являются идеальное и материальное в праве, должное и сущее, внешнее и внутреннее, субъективное и объективное, и т. д.
В концепции реалистического позитивизма право представлено как комплексная системная категория, включающая следующие составляющие: правовые ценности; правовой опыт; правовую традицию; правовую доктрину; правовую догму; правовую эмпирику. При этом в качестве права может рассматриваться только действующая система норма, т. к. только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.
Таким образом, современная юридическая наука пестрит многообразием всевозможных дефиниций права, что следует рассматривать как явлений положительное. Это позволяет отразить в понятии права наиболее важные его стороны и черты, увидеть право не только в статике, но и в динамике. Интегративные концепции понимания права являются одним из направлений правовой мысли в современной России.