Проблемы правопонимания в отечественной юриспруденции.

Проблемы правопонимания традиционно относились и относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке проблем, поскольку вопрос о понятии права – исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все иные правовые явления.

Многообразие подходов к выявлению сущности права объясняется особенностями его познания, приоритетным выделением части его свойств, качеств и недооценкой других черт.

Вместе с тем, трудности выработки устойчивого и единого понятия права, охватывающего все стороны правового бытия, прежде всего, заключается в сложности и многогранности, и многоуровневости такого явления как право.

В связи с данным обстоятельством, право рассматривается в трех образах:

· общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений;

· особое сложное социальное образование, наряду с государством, моралью, искусством;

· явление мирозданческого порядка.

При рассмотрении различных концепций правопонимания необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, идеологической позиции познающего его субъекта; во-вторых, исторические условия функционирования права; в-третьих, что является основанием, базой той или иной концепции (источник правообразования), что понимается под источником и сущностью права.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования. Право структурируется, как минимум, на трех уровнях – нормы, идеи и отношения. В связи с этим в современной юридической науке сложились три основных типа правопонимания: нормативный, нравственный (философский) и социологический.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Родоначальником данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с конституционной нормой. Данный тип правопонимания основывается на позитивистской теории права, отождествляющей право и закон.

Принципы права.

Принципы права – это основные, исходные начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулирования.

Признаки принципов права:

1) Представляют собой основные, исходные начала, требования.

2) Выражают сущность права.

3) Имеют объективный характер, т.к. отражают объективно существующие общественные отношения.

4) Значительно более стабильны, чем конкретные нормы права.

5) Являются стержнем всей системы права, детализируются в конкретных нормах права (чем более полно, точно и последовательно нормативное выражение права, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений).

Способы выражения принципов права:

Принципы права имеют два способа выражения:

- текстуальный: принципы закреплены в НПА,

- смысловой: принципы не сформулированы в НПА, а выводятся из его смысла путем анализа текста.

Виды принципов права:

I. Общеправовые (присущи всему праву в целом)

1. принцип социальной свободы (предоставление максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами и т.д.),

2. принцип социальной справедливости (соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием),

3. принцип демократизма (право, законодательство адекватно отображает волю и интересы народа),

4. принцип гуманизма (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества),

5. принцип равноправия (все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные права и обязанности, несут равную ответственность перед законом),

6. принцип единства субъективных прав и юридических обязанностей (юридические права и обязанности участников общественных отношений взаимосвязанны и взаимообусловлены),

7. принцип взаимной ответственности личности и государства,

8. принцип законности (осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права).

II. Межотраслевые (присущие нескольким родственным отраслям права.Например, принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском и уголовном процессах).

III. Отраслевые (присущи конкретной отрасли права: например, принцип свободы договора в гражданском праве).

IV. Принципы правовых институтов (присущи конкретным институтам права.Например, принцип равного доступа граждан к государственной службе в институте государственной службы.).

Функции права.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

Наши рекомендации