История отечественной теоретической юриспруденции.

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии.

В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий».

В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика.

В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.

При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция.

В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках.

Сегодня в РФ все еще продолжается процесс переосмысления того, что было в советское время, и все в большей мере здесь задаются вопросом о том, какое общество мы хотим построить и каковой должна быть та общенациональная идея, которую мы должны стремиться реализовать в своем развитии в будущем.

В таком переосмыслении прошлого и в поиске возможных путей развития нашего общества должны принимать более активное участие представители юридической науки, которые, в основном, специализируются на выяснении роли и места государства и его институтов в общественном развитии.

Такая необходимость объясняется тем, что в России государственно-правовые институты издавна формировались по усмотрению правителей, научные же основы в этой области остаются невостребованными до настоящего времени. Даже вопрос о том, является ли юридическая наука наукой в России до сих пор для многих представителей естественных и общественных наук остаётся дискуссионным.

6. Структура ТГП.

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

7. Функции теории государства и права (ТГП):

1. познавательная (познание и объяснение явлений государственно-правовой жизни общества. Объясняет объективные процессы её развития, выявляет закономерности, определяет их сущности и содержание);

2. эвристическая (проникая вглубь познанных закономерностей, уясняет их тенденции в развитии изучаемых ею явлений; истинность выдвигаемых гипотез проверяется практикой).

8. Методология ТГП.

Всеобщие (философские) методыпознания государственно-правовых явлений - конкретный прием, способ деятельности, используемый для получения научного результата. Всеобщий характер такого метода определяется тем, что он может применяться в любых науках, на всех стадиях научного познания.

Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Особенность этих методов познания в том, что они не охватывают весь процесс познания, используются для решения специальных познавательных задач на отдельных стадиях исследовательской деятельности. Вместе с тем они применяются во многих отраслях научного знания. К ним, в частности, относятся: анализ, синтез, системный подход, функциональный подход, аналогия и др. Уделим внимание их особенностям.

Конкретно-социологический метод - позволяет путем наблюдения, анкетирования, интервьюирования, телефонных опросов и иных приемов собрать и сконцентрировать данные о каких-либо сторонах государственно-правовой действительности (сведения об отдельных видах юридической практики и др.). Полученный материал может использоваться в сфере законодательной деятельности, для разработки прогнозов в области подготовки тех или иных реформ и др.

Метод правового эксперимента используется для поиска необходимой (оптимальной) модели организации механизма государства, организации и обеспечения эффективности ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), рационализации административно-территориального деления и др. По сути, этот метод означает предварительную апробацию законодательных, организационных и иных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного правового явления, например, уровня законности, преступности и т.д. Он включает сводную обработку данных о явлениях, отличающихся массовостью и повторяемостью, позволяет получить показатели, характеризующие не только состояние, но и прогнозы развития какого-либо явления.

Метод моделирования состоит в создании на основе изучения государственно-правовых процессов моделей отдельных институтов, например, правоотношения, юридического факта, юридического состава правонарушения, системы права, правовой системы и др., что может использоваться и в учебном процессе, и в правотворческой деятельности.

Формально-юридический или догматический метод - традиционный для юриспруденции и составляет необходимую предпосылку (ступень) в познании государства и права. Он основан на формировании юридических понятий и категорий, на различных классификациях, на установлении приемов толкования и т.д. Заметим, юридические понятия и определения – это формы выражения знания о государстве и праве, своеобразная концентрация человеческой мысли, вобравшая сведения о природе и свойствах государственно-правовых явлений.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление государственно-правовых явлений, понятий и процессов и выяснение между ними сходства и различий. В частности, достоинства и недостатки государственного или правового института могут определяться в соответствии с аналогичными институтами зарубежных стран. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целом либо отдельных их институтов и норм. Сравнительный анализ применяется и для сравнения нормативных правовых актов в одной и той же стране, изданных в разное время или в один период, например, в современной России. Это позволяет найти несоответствие тех или иных норм реалиям общественной жизни, противоречие правовых актов между собой и т.д. Особенность: сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию: они должны быть сравнимы.



Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. В центре внимания общества находятся вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свой творческий потенциал, создавать семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

Наши рекомендации